Да. Давно я здесь не бывала. Жежешечка поросла сорняками, а все мои картинки завяли. Долгое время мне не хотелось что-либо писать здесь. Да и для кого, собственно. В принципе и не важно. Хочется писать, пиши. Ну или писай.
Сейчас смотрю назад, примерно в этих числах я вернулась в Самару после 3 месяцев путешествия через 6 стран. Разобраться с делами, повидаться с родными и друзьями, отметить тридцатилетие, наконец, а потом собрать вещи и уехать в город с названием, которое всегда вызывало странный резонанс внутри меня. Белград. Београд, с ударением на первом слоге с буквой "э". Непривычная и приятная артикуляция, как-будто держишь во рту фисташку. Вези меня в Белград! И смутные воспоминания из детства, новости в телевизоре. Югославия, конфликт, официальный Белград, война, бомбардировки, беженцы, война..... потом уже взрослые. Одноколейка из фильма Кустурицы, Лука и Сабаха, летящие в кровати над осенними лесами. И совсем четко невозможные, невероятные, читаемые на задержке дыхания книги Милорада Павича, в которых прошлое и современное, мифическое и реальное, в конце концов проходят весь Зодиак и растворяются в Белграде, становятся его частью.
Прошел год. За это время много что произошло и изменилось. Я заговорила на еще одном языке. Естественно, органично. Сербский язык очень приятно слушать, на нем невероятно приятно говорить. Как заметила одна знакомая, он похож на язык, который придумывает ребенок, начинающий говорить по-русски. Мило, коверкая знакомые слова, уютно, сказочно, самобытно. Мой любимый пример. "Vila" значит по-сербски "фея", "konj", "konjić" (коничь) - лошадь, лошадка, конек. А что значит "vilin konjić"? Феина лошадка? Оказалось, что это стрекоза. Напомнило мне мое детское выражение, когда я прибежала к папе с криками "жук му-му, жук му-му". Он долго ломал голову. Оказалось, божья коровка. Железная логика.Но я не об этом.
Я заговорила на сербском языке, побывала в четырех соседних столицах (Загреб, Скопье, Сараево и Будапешт), побывала на концерте олдовой югославкой группы "Смак" (деды жжжжжгут) и встретила новый год в Белграде на 14 этаже высотки в старом городе с видом на непрерывные салюты. Я препиралась с пограничниками на въезде в Боснию и на сербском уболтала их, что они не правы. Снова отрастила волосы до "хвостика" и снова сбрила все нах. Побывала в древних сербских монастырях, архитектура которых прочно заняла первое место в моем "рейтинге арх. стилей", выгнав оттуда готику и даже сместив ар-нуво. Так и не научилась зарабатывать деньги, зато мужчина, которого я, наверное, люблю и который, наверное, любит меня, который полгода назад любую красивую историю заканчивал за упокой. Сейчас он даже о грустном говорит с улыбкой. Без особых усилий я похудела на 10 килограмм. Сейчас октябрь, а платаны еще зеленые, машут листьями-ладошками. Город, который основали кельты, и который, кок говорят, разрушался и отстраивался заново почти 40 раз, этот город, похожий на старый буфет с резными, темными стеклами и безделушками, чашками, книгами и разной мелочью за ними. Сейчас он готовится к зиме и вкусно пахнет печеными перцами, а улицы пестрят разноцветными кустиками хризантем.
Я живу в маленькой квартирке рядом с центром. Здесь нет балкона и мало солнца, зато два этажа и восхитительная булочная на входе во двор. Сербская выпечка заслуживает отдельных дифирамб и разноцветных картинок.
Три дня назад я нашла место, где я хочу работать и где работа имеет хоть какой-то смысл. Об этом отдельная история. Сегодня там меня "угостили" пакетом слегка задумавшегося винограда. После долгих размышлений, что с этим делать, и выдавливания сока, добыла две бутылочки будущего винного уксуса.
И в конце поставлю ка я сюда совсем летнюю картинку, которая, как мне кажется, очень хорошо иллюстрирует Белград. Дикие маки на набережной из-под Белградской крепости, а далеко за ними, на другом берегу Савы высотка модного, современного торгового и офисного центра и самолет, летящий в аэропорт Никола Тесла.