Однажды я снимал видеоарт. Лет пять назад, когда это еще не было мейнстримом :)
Одна российская исполнительница романсов XIX века собиралась в турне по Китаю. Её художник-постановщик (или как там эта должность в мире концертов называется) придумала, что к костюмам и декорациям надо добавить видеоарт.
На первый взгляд, задача выглядела тривиально. Нужно было напечатать на матовой бумаге картины русских художников, близкие по тематике и времени создания к исполняемым романсам, и снять их фрагменты, чтобы потом показывать на экране за музыкантами. «С этим я не спорил, но они делали из этого неожиданный вывод.»
Вы когда-нибудь видели сеанс общения с духами при помощи доски Уиджи? Не знаю, кого мы призывали на съемке, но со стороны выглядело похоже. Камера закреплялась над столом, направленная вертикально вниз. На камере стоял макрообъектив. После подбора значения обтюратора для максимального соответствия темпоритму музыкального произведения и проверки фокуса на камере мы прикасались кончиками пальцев к углам постера, лежащего на столе, и начинали его двигать и вращать. Иногда поглядывали в монитор, чтобы понять, что там вообще происходит. Порой получалась симпатичная абстракция, но чаще иллюстрации к неизданной книге «Гарри Поттер и rolling shutter при съемке быстро движущихся цветных пятен».
Но художники (особенно концертные) - они на то и художники, чтобы найти в этом изображении внятное рациональное зерно. Уже на второй день съёмок мы общались как прожженные сомелье от визуальных искусств:«Здесь в музыке начинается красный округлый мотив. А после, там где про платочек, пойдет резкий и линейный сделать смаз платочка и фона». Уже к концу песни, не то что смены, я не отличал красное от округлого, и даже от платочка не то что в музыке, но и в отснятом материале.
В итоге все равно на монтаже материал был перелопачен чуть более, чем полностью. Появились и другие проблемы. Художницу особенно пугала возможность несинхронности изображения и звука, ведь музыканты играли вживую. Вариант «оставить запас в начале и в конце» не рассматривался. Округлый красный должен был перетечь в романтичный линейный на изображении такт-в-такт музыке. Уже не вспомню как, но и эту проблему мы решили.
Работа была сдана, и исполнительница уехала на гастроли. По возвращении я встретился с художницей, чтобы получить остаток гонорара. Естественно, я поинтересовался, как китайская публика оценила русские романсы и столь необычное визуальное сопровождение.
«А никак», - ответила мне художница. Оказалось, что в большей части концертных залов вообще не оказалось возможности демонстрировать проекцию во время концерта. А в том единственном, где было оборудование для проекции, руководство посмотрело пару файлов на экране 10 на 6 метров и решило не запускать видео во время концерта. Они опасались, что зрителей укачает.
Оригинал записи по адресу
https://piromancer.dreamwidth.org/18029.html