Политика Евросоюза не приносит стабильности, а лишь выкачивает из региона все ресурсы, необходимые для поддержки его существования
Огромное количество людей на площади, горящие дисплеи смартфонов, лазерное шоу и креативные антикоррупционные плакаты. Обмотанный флагом мужчина дает интервью журналистам. Десятки тысяч протестующих поют государственный гимн. Это - не Киев-2013, а Бухарест-2017. Разница лишь в том, что румынским девушкам, по аналогии с украинскими, не нужно требовать «кружевных трусиков и Евросоюз» - государство и так в составе ЕС с 2007 года. Как сообщают западные СМИ, за 27 посткоммунистических и почти 10 «евросоюзных» лет коррупция «стала неизбежной и болезненной реальностью в повседневной жизни румын», и внезапное недовольство действиями чиновников подтолкнуло граждан выйти на протестные акции. Об этом пишет лидер «Партии новых гражданских действий» Себастьян Бурдужа в статье для «
Euronews».
Майдан в Бухаресте:
Майдан в Киеве:
Бурдужа считает, что ситуация в сфере борьбы с коррупцией в Румынии начала улучшаться с тех пор, как Бухарест «стал искать членства в ЕС». В стране даже учредили новый государственный орган - Национальный антикоррупционный департамент (по аналогии, в Киеве - Национальное антикоррупционное бюро). В ночь на 31 января «социал-демократический Кабмин» принял постановление о декриминализации ряда случаев злоупотребления властью, повлекших убытки до 45 000 евро, сокращении реальных сроков лишения свободы и других мерах в рамках амнистии бывших политиков-коррупционеров.
По словам Бурдужа, выгоду от этого получат высшие руководители правящей партии, находящиеся под следствием политики, а также уже отбывающие наказания.
«Люди стоят в большинстве своем за справедливость, демократию и верховенство закона, - пишет он о протестах в Бухаресте. - Например, в первую ночь протеста несколько хулиганов пытались спровоцировать полицию и были немедленно изолированы толпой. На следующую ночь протестующие дарили цветы полицейским, и часто скандировали: «Нет насилию».
Протестующие, со слов оппозиционера, не призывают к выходу из Евросоюза, сближению с Россией, не отказываются от приверженности к демократическим ценностям: «это очень важно для региона, в котором многие страны, включая румынских непосредственных соседей, потеплели к Кремлю и даже открыто высказывались против за «нелиберальную демократию». Бурджуа здесь имеет в виду премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, который в июле 2014 года заявил, что желает свернуть либеральную демократию в стране в пользу «нелиберального государства» по примеру Турции и России.
Буруджа подчеркнул, что действия румынского правительства осудили генпрокурор Румынии, главный прокурор Национального антикоррупционного департамента, Еврокомиссия и посольства США, Франции, Германии, Канады и Нидерландов. Оппозиционер заявил, что Румыния может «светить как маяк надежды для демократии в Европе и за ее пределами», «победа демократии в Румынии будет победой демократии в Европе» и «мир должен за этим внимательно следить».
Накануне вечером члены правительства Румынии провели экстренную встречу, на которой приняли решение отменить меры, смягчающие наказание за коррупцию для бывших политиков. Новый проект о внесении изменений в Уголовный кодекс страны решили пропустить через фильтр общественных дебатов в течение 30 дней. Президент Румынии Клаус Йоханнис
заявил о намерении выступить в парламенте 7 февраля в полдень.
Известно, что 7 февраля депутаты должны принять госбюджет на 2017 год.
Однако несмотря на уступки со стороны властей протесты, начавшиеся еще 18 января, не закончились, а только приобрели ярко выраженный антиправительственный характер. На улицах Бухареста потребовали отставки Кабмина страны.
Профессиональный майдан
Лидер Социал-демократической партии Ливиу Драгнеа заявил, что протестные акции организованы профессионально и в них вовлечены транснациональные корпорации. По его словам, о спонтанности и случайности не может быть и речи - участников акций привозили на автобусах, а неделей ранее обвинил в подстрекательстве антиправительственных мероприятий президента Румынии Клауса Йоханнеса. Кстати, в русской «Википедии» Йоханесс уже указан в качестве ключевой фигуры в конфликте со стороны оппозиции.
«Способ организации, размер финансирования - сегодня я понимаю: то, что люди приехали на автобусах и поездах, многих привезли из разных частей страны - показывает, что протесты организованы профессионально», - сказал он.
Драгнеа также заявил, что цель протестов - именно Социал-демократическая партия, а президент Йоханнес, настроенный против Кабмина, хочет полностью завладеть властью во всей стране. То есть, распустить правительство и сформировать новый Кабмин.
Политик добавил, что существуют и люди, которые действительно принимают участие в протестах из-за того, что расстроены и
верят в «румынский майдан». Но это - их право.
Например, политпроект оппозиционной платформы Себастьяна Бурдужа запустили только 29 января 2017 года. Издание «
The Romania Journal» отмечает, что в организацию входят бывшие студенты престижных зарубежных вузов.
Ф
Господин Бурджуа - самый молодой из основателей движения, вернулся в Румынию спустя 12 лет пребывания в США. В 2009 году он создал за рубежом Лигу румынских студентов. Кроме того, отец оппозиционера - 64-летний банкир Маринель Бурдужа, бывший вице-президент Bancorex (румынский банк внешней торговли, ликвидирован в 1999 году).
Ведущий мероприятия, Мариан Стас, проходил обучение в военной академии, имеет степень магистра правительственной школе Джона Кеннеди в Гарвардском университете США.
Принуждение для сохранения ЕС
Интересно и то, что западные эксперты рассматривали Румынию в контексте интеграции Украины и Молдовы в планы Евросоюза по энергетической безопасности. Основатель и директор Румынского центра европейской политики Кристиан Гиня в своей
статье от 23 июня 2014 года писал о запустении европейского энергетического рынка с начала кризиса в отношениях между Москвой и Киевом. В марте того года Совет Европы опубликовал план по снижению энергетической зависимости Евросоюза, и в документе есть конкретная ссылка на Молдову и Украину:
«Союз должен работать в тесном контакте со своими соседями и партнерами в рамках Энергетического сообщества, в частности Украиной и Молдовой, для повышения энергетической безопасности».
Причем конкретные шаги в плане не указаны. В связи с этим Гиня предлагает разобрать вопрос более детально. Итак, Молдова покрывает только 4-5% энергопотребления внутренними ресурсами, остальное импортируется из России (1,5 млрд кубометров газа в год), Украины и Румынии (электроэнергия).
Молдова и Украина взяли на себя обязательство реализации третьего энергетического пакета ЕС, который является условием углубленного и всеобъемлющего соглашения о свободной торговле (DCFTA). По его словам, энергетика - ключевой вопрос для президента Украины
Петра Порошенко и проевропейской коалиции в Кишиневе. Гиня полагал, что сторонники проевразийского союза, а также пророссийского автономного региона Гагаузия, во время избирательной кампании пообещают жителям Молдовы более дешевый газ, так как пойдут на сделку с Россией.
- Напомним, на парламентских выборах в ноябре 2014 года выиграла партия социалистов во главе с нынешним президентом Молдовы Игорем Додоном, хотя большинство мандатов достались проевропейской коалиции. В марте 2015 года в Кишиневе начались акции протеста, вызванные политическим кризисом, которые продлились до осени 2016 года. На выборах президента проевропейский кандидат Майя Санду не смогла заручиться поддержкой избирателей и проиграла называемому в западной прессе «пророссийским» Игорю Додону.
Возвращаясь к теме, в октябре 2013 года Еврокомиссия опубликовала перечень проектов общих интересов, на которые выделялось 5,8 млрд евро. Государствам-участникам предлагалось оказывать содействие в реализации всего 248 проектов, общий бюджет которых составлял более 150 млрд евро. В комиссии расставили приоритеты, указав на 33 проекта (27 в газовой сфере, остальные по электроэнергии), которые назвали «критическими для энергетической безопасности ЕС в краткосрочной и среднесрочной перспективах». Большая часть из них фокусировалась на поставках газа по Южному коридору и в помощи Восточным странам в поисках альтернативы.
Но в этом списке был только один проект о реверсе газа между Румынией и Украиной. Проект считался новинкой для многих специалистов в регионе, и у него не было политического бэкапа в Бухаресте. Кроме того, не были учтены два фактора: изучение потенциала Черного моря и взаимосвязь с Молдовой.
Объективно воссоединение Крыма с Россией привело к тому, что у Москвы появился доступ к неизведанным ресурсам Черного моря. Примечательно, что правительство времен Януковича рассматривало скрытые в воде полезные ископаемые как шанс Украины ослабить зависимость от России.
Однако поезд ушел. И теперь территория находится в составе Российской Федерации, у которой нет стимула для изучения газового потенциала. Новая эксклюзивная экономическая зона России сейчас граничит с Евросоюзом (в Румынии), считает Гиян.
А в конце января 2017 года румынские СМИ
сообщили о том, что российско-сербская дочка «Газпрома» - компания «NIS» («Нефтяная промышленность Сербии») - приступила к геолого-разведывательным работам на площади более 4 тысяч квадратных километров в Паннонском бассейне на Западе страны. Работы проводятся совместно с канадской фирмой «East West Petroleum», под контролем которой только 15% площади. По условиям сделки, «NIS» пришлось за это заплатить 100% финансированием работ. Хотя о начале разведывательной деятельности в шести блоках Паннонского бассена в компании «NIS» заявляли в декабре 2014.
Украинский расклад
Подтверждаются выводы эксперта и с украинской стороны. 1 февраля президент страны Петр Порошенко направил румынскому лидеру Клаусу Йоханнесу телеграмму, в которой напомнил, что Румыния была первой европейской страной, ратифицировавшей Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. А ранее, в апреле 2016 года, главы государств подписали протокол о восстановлении деятельности совместной президентской комиссии. Причем во время переговоров значительное внимание уделили «двусторонним проектам по укреплению экономического сотрудничества» между двумя странами.
Например, Порошенко предложил ускорить работу по заключению соглашений о строительстве интерконнекторов между газотранспортными системами Украины и Румынии, чтобы Киев мог качать газ из Бухареста.
«Совместными усилиями мы повышаем энергетическую безопасность не только Украины и Румынии, но и всего региона», - заявил тогда Порошенко.
Конечно, в контексте требований Евросоюза к Киеву взывания Порошенко к Йоханнису кажутся уже не достижением Киева, а мольбой: мол, партнер, ты же сам все прекрасно понимаешь…
Венгерский заход
Стоит подчеркнуть, что 2 февраля президент России Владимир Путин провел переговоры в Будапеште с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Российский лидер во время пресс-конференции отметил, что, в том числе, Москва и Будапешт будут наращивать совместную работу в сфере энергетики.
Касательно газовых поставок Орбан заявил, что стабильность Украины, как страны-транзитера, является вопросом, который нельзя обойти. Существуют «неуверенные моменты», поэтому венгерская сторона выступает за диверсификацию поставок.
«То, что было бы в интересах Венгрии, Европейский союз заблокировал. То есть это сейчас находится в каком-то застое, но мы заинтересованы в том, чтобы это снова вышло на повестку дня», - сказал он.
Орбан внес ясность: несмотря на то, что Венгрия входит в состав Евросоюза, находится в «не очень дружелюбном окружении». Страна способна принимать поставки их Хорватии и Румынии, но в этих государствах, в свою очередь, не построили «мощностей, чтобы мы могли делать реверсные поставки и также получали оттуда».
«То есть Венгрия с южной стороны находится в заблокированной ситуации, - сказал он. - Диверсификация - это хорошее дело, но если это осуществляем только мы, а другие страны - нет, тогда остаются односторонние контакты».
Владимир Путин подтвердил, что Россия не оставит Венгрию без газа, и предположил возможные пути поставок через север: Австрию или Словакию.
Молдавский форпост
Другая знаковая встреча российского лидера состоялась с новым президентом Молдавии Игорем Додоном. Главы государств коснулись в обсуждении ключевых тем: трудовой миграции, партнерства Кишинева с Москвой, решение приднестровского конфликта и ассоциации с ЕС, ограничившей Молдову в торговле с Россией.
А с Бухарестом у Кишинева особые отношения: многие граждане Молдовы, как объяснял Додон ранее, приобретают румынское гражданство для того, чтобы выезжать в Европу без виз. Для Молдовы отток населения - серьезная проблема. Также, учитывая унионистские настроения, Румыния буквально угрожает государственности Молдавии, выдавая ее гражданам свои паспорта.
Например, бывшего президента Румынии Траяна Бэсеску Игорь Додон лишил молдавского гражданства за то, что экс-глава соседнего государства выступал за аннексию Молдавии Румынией. Додон еще в ноябре 2016 года
отказался от навязчивых советов Бэсеску. Последний предлагал Додону не тратить время и взять политический курс на Запад.
Молдавское гражданство Бэсеску в Кишиневе восприняли как сигнал к появлению унионистского движения.
В контексте отношений с Евросоюзом, стоит обратить внимание на второй зарубежный (после Москвы) визит Додона в Брюссель. Президент Молдавии сообщил, что проведет в номинальной столице ЕС ряд встреч с руководителями еврокомиссии, европейского совета, европарламента и НАТО. Додон добавил, что главным образом намерен обсудить вопросы, касательно Соглашения об ассоциации страны с Евросоюзом. Необходимость сотрудничества «абсолютно со всеми» Додон не отрицает, но в основу отношений Кишинев-Брюссель должны быть положены интересы Молдовы. Додон также прикрепил
анализ социально-экономической обстановки страны, который показывает сухие, неутешительные цифры. За два года соглашение об ассоциации, очевидно, не улучшило положение дел в Кишиневе.
Наконец, учитывая расстановку сил и интересов в регионе, можно предположить, что в Румынии западные силы через ставший стандартом «цветных революций» майдан запустили процессы, необходимые заинтересованной стороне для недопущения проведения Бухарестом относительно независимого политического курса. Примечательно, что Румыния, как страна, дружелюбно разместившая НАТОвские системы противоракетной обороны (якобы для работы по иранскому направлению) на американской военной базе, вынудила Москву предпринять определенные ответные действия в мае 2016 года. И не менее интересно развитие ситуации через молдавскую призму: в Кишиневе, все-таки, проевропейская коалиции потерпела неудачу, а конфликт с Тирасполем, похоже, имеет шансы на разрешение. Более несчастен в этом раскладе Киев. На Юго-Востоке Украины который год идет гражданская война, а президенту Порошенко, чтобы окончательно не кануть в небытие, кроме поддержки боевых действий в зоне конфликта, приходится периодически докладывать населению о якобы победных шагах в сторону Евросоюза, которые на деле являются лишь выполнением (или попыткой) указаний от кураторов проекта. И просить денег, и благодарить за «поддержку» …
Источник