Илья Аронович Забежинский

Aug 29, 2024 22:52

"Нельзя молиться своими словами, потому что так поступают только протестанты"
Да, но ведь те молитвы, которые мы сейчас читаем дома или за богослужением, они все были когда-то "молитвами своими словами". Люди молились, потом или сами эти молитвы записали, или их ученики за ними записали, или просто те, кому эти молитвы понравились. Таких молитв было много, не все до нас дошли, какие-то Церковь приняла, какие-то нет. Если бы христиане не молились своими словами, у нас и этих молитв не было бы.
"Молитвы можно составлять только святым"
Ну, если мы знакомы хоть чуть-чуть с православной аскетикой, то настоящий святой святым себя никогда не считает. Когда люди записывали молитвы, которые мы теперь читаем, они не считали себя святыми, мало того, многие их современники считали их еретиками. Потом только Церковь расставила все на свои места: кто святой, а кто нет.
"Молиться можно только по церковно-славянски".
Да вон столь известная в русском православном народе "Молитва оптинских старцев" или "Молитва святителя Филарета (Дроздова)" прекрасно бытуют на русском языке. Тоже, кстати, люди, которые совершенно не считали себя святыми, взяли и записали свои молитвы, мы теперь радуемся.
"Молитвенное правило призвано развивать во мне дисциплину".
Дисциплина - штука хорошая. Да только Бог - не фельдфебель. Он не строит нас в ряды и колонны. Он пришел к нам предложить Свою Любовь. И ничего не требует взамен. Мы сами вольны или откликнуться на этот Его призыв или не откликаться. Вспомним нашу любовь к нашим любимым, к девушке, юноше, к родителям когда-то, к детям. Общение, поговорить с любимым, оно от любви, а не от дисциплины. Любишь - общайся. Не любишь - не общайся. Не любишь и от этого страдаешь, проси о Любви. Не знаешь, как попросить? Вот тебе и есть о чем поговорить с Любящим. Вспомните, у того же Филарета конец его молитвы "Сам во мне молись".
"Молитвенное правило - это часть моего аскетического христианского подвига".
Ну, такой себе подвиг... Подвиг - это на жену не наорать. Или гаишника не осудить. Или с соседом не поссориться. Ну и про последнюю рубашку и про второе поприще - мы все знаем. Это подвиг. Да еще и не возгордиться от этого, вот еще более немыслимый подвиг. А "вычитать все" - не очень. Про это и в Евангелии ровным счетом ничего не сказано.
Вычитал все - не нужное совершенно превозношение, вот я все вычитываю.
Не вычитал все - еще более ненужное уныние, хорошо, не уныние, а смирение, якобы смирение.
Смирение, по учению православных отцов-подвижников, происходит от попыток исполнить Евангельские заповеди. Попробовал не гневаться, а не вышло, еще попробовал, обратно не вышло, вот тебе и смирение. То есть видение истинного своего состояния. А не вычитать или вычитать правило - надуманная штука. Вычитаешь, не прибавит тебе ничего, не вычитаешь, не убавит. Так себе подвиг.
Тут штука, мне кажется, простая. Хочешь, читай готовое правило, кем-то до тебя написанные тексты, не хочешь не читай. Хочешь своими словами молиться, молись, не хочешь не молись. Церковь - территория свободы, потому что в Ней Дух Божий живет. Поэтому мифы разные, ярлыки, стереотипы - отряхни. Ну или задумайся о них: почему все так, почему не иначе.

Мой разговор с церковной стеной

Previous post Next post
Up