Цензура подкралась незаметно...

Sep 04, 2010 02:38

За годы работы в экологическом образовании мне неоднократно  приходилось и участвовать в различных экологических лагерях Нижегородской  области, и читать программы эко-лагерей и их отчеты, и, конечно,  самой их организовывать. Так что опыт в этом деле большой, и хочется поделиться своими мыслями.

Экологические лагеря очень разные. Есть просто замечательные. В одних дети занимаются наукой (и серьезно), в других сплавляются на байдарках,   в третьих - строят гнездовья для птиц. Да всего и не перечислишь. Богатые   традиции у лагерей «Сосна», «ПриУстье», и многих других. Интересные лагеря   проводит «Зеленый Парус».  До сих пор вспоминаются экологические смены в любимых «Перекрестках миров» (областной  лагерь, организуемый ЦРТДиЮ НО).

А есть лагеря так себе, серединка на половинку. Вроде и  экологические, но мероприятия проводятся скорее для галочки, не оставляя следа   в детских сердцах.

Как в экологическом лагере воспитать в детях экологическую культуру?

- Можно читать им нудные лекции, где каждое слово будет правильным, но оно не дойдет до адресатов - потому что было скучно.

- Можно из-под палки гонять их на уборку мусора - и после уборки они не задумываясь кинут пустой тетрапак в кусты.

- Можно проводить в день по десять викторин по типу «У какой птицы нос длиннее» - это не даст никакого результата, потому что тренирует  эрудицию, но не затрагивает ни разум, ни душу.

Тем более что викторины и прочие «угадайки» - это игры, интересные маленьким детям, а подростки, для которых проводится большинство лагерей, интересуются уже другим, им хочется не просто блеснуть эрудицией, а показать  себя, высказать свое мнение, предложить и воплотить свою идею.

Но идея идее рознь. Грустно видеть везде одинаковые образцы детского якобы «творчества»: унылые плакаты с перечеркнутыми трубами, с призывами  «не губить природу» и «беречь природу» - это как мишура на новый год, висит и  ничего не значит.

Повторяемость этих шаблонов говорит о том, что некоторые педагоги, как это не странно, не знают, как сделать интересно, как преподнести экологические темы по-новому,
по-современному, а не так, как в 80-е.

Видимо, это и следствие, и причина работы стереотипа «экология - это что-то скучное», который с успехом воспроизводится в следующих   и следующих поколениях школьников.

Собственно, все наше образование проникнуто той или иной долей фальши, здесь принято выдавать желаемое за действительное.  Сначала пишется программа с «правильными» словами и красивыми целями, а потом, подводя итоги, как-то неловко уже сказать,  что не получилось этих целей достичь - отчет должен быть красивым. Через  некоторое время педагог и сам начинает верить, что воспитал, привил, обучил.  Хотя на самом деле дети просто скучали на занятиях и сочиняли банальные  эко-сказки про мусор, который надо кидать в урны.

А ведь провести хороший экологический лагерь - это творческая задача. Как найти подход к этим, конкретным детям? Что будет  интересно именно им? Как построить занятие или игру, чтобы не было времени   скучать? Существует масса действительно интересных методик, разработок. Найти  их не так уж сложно - было бы желание. Например, мне очень нравится  
 использовать в работе методики Маргариты Почитаевой (Йошкар-Ола) и, для проведения занятий по разным экологическим проблемам, учебные пособия,  издаваемые ОСЭКО (Санкт-Петербург).

А главный критерий успешного лагеря, по моему  - это дети. Если у детей глаза горят и им интересно -  значит, лагерь удался.

Берегиня, экообразование, эколагеря, цензура

Previous post Next post
Up