Sep 04, 2010 02:38
За годы работы в экологическом образовании мне неоднократно приходилось и участвовать в различных экологических лагерях Нижегородской
области, и читать программы эко-лагерей и их отчеты, и, конечно, самой их организовывать. Так что опыт в этом деле большой, и хочется поделиться своими мыслями.
Экологические лагеря очень разные. Есть просто замечательные. В одних дети занимаются наукой (и серьезно), в других сплавляются на байдарках,
в третьих - строят гнездовья для птиц. Да всего и не перечислишь. Богатые
традиции у лагерей «Сосна», «ПриУстье», и многих других. Интересные лагеря
проводит «Зеленый Парус». До сих пор вспоминаются экологические смены в любимых «Перекрестках миров» (областной
лагерь, организуемый ЦРТДиЮ НО).
А есть лагеря так себе, серединка на половинку. Вроде и экологические, но мероприятия проводятся скорее для галочки, не оставляя следа
в детских сердцах.
Как в экологическом лагере воспитать в детях экологическую культуру?
- Можно читать им нудные лекции, где каждое слово будет правильным, но оно не дойдет до адресатов - потому что было скучно.
- Можно из-под палки гонять их на уборку мусора - и после уборки они не задумываясь кинут пустой тетрапак в кусты.
- Можно проводить в день по десять викторин по типу «У какой птицы нос длиннее» - это не даст никакого результата, потому что тренирует
эрудицию, но не затрагивает ни разум, ни душу.
Тем более что викторины и прочие «угадайки» - это игры, интересные маленьким детям, а подростки, для которых проводится большинство лагерей, интересуются уже другим, им хочется не просто блеснуть эрудицией, а показать
себя, высказать свое мнение, предложить и воплотить свою идею.
Но идея идее рознь. Грустно видеть везде одинаковые образцы детского якобы «творчества»: унылые плакаты с перечеркнутыми трубами, с призывами
«не губить природу» и «беречь природу» - это как мишура на новый год, висит и
ничего не значит.
Повторяемость этих шаблонов говорит о том, что некоторые педагоги, как это не странно, не знают, как сделать интересно, как преподнести экологические темы по-новому,
по-современному, а не так, как в 80-е.
Видимо, это и следствие, и причина работы стереотипа «экология - это что-то скучное», который с успехом воспроизводится в следующих
и следующих поколениях школьников.
Собственно, все наше образование проникнуто той или иной долей фальши, здесь принято выдавать желаемое за действительное. Сначала пишется программа с «правильными» словами и красивыми целями, а потом, подводя итоги, как-то неловко уже сказать,
что не получилось этих целей достичь - отчет должен быть красивым. Через
некоторое время педагог и сам начинает верить, что воспитал, привил, обучил.
Хотя на самом деле дети просто скучали на занятиях и сочиняли банальные
эко-сказки про мусор, который надо кидать в урны.
А ведь провести хороший экологический лагерь - это творческая задача. Как найти подход к этим, конкретным детям? Что будет
интересно именно им? Как построить занятие или игру, чтобы не было времени
скучать? Существует масса действительно интересных методик, разработок. Найти
их не так уж сложно - было бы желание. Например, мне очень нравится
использовать в работе методики Маргариты Почитаевой (Йошкар-Ола) и, для проведения занятий по разным экологическим проблемам, учебные пособия,
издаваемые ОСЭКО (Санкт-Петербург).
А главный критерий успешного лагеря, по моему - это дети. Если у детей глаза горят и им интересно - значит, лагерь удался.
Берегиня,
экообразование,
эколагеря,
цензура