В Ужгороде... (не Майдан)

Jan 24, 2014 01:29

Представте себе автобан, медленно поднимающийся за горизонт, огромный диск низко стоящего солнца, огни бензоколонки, горящие надписи с названиями гостиниц по сторонам дороги. Каждый по-своему интерпретирует подобный утренний пейзаж. Обычно, такой размах мы видим в голливудских фильмах. Хочется нажать на газ, услышать как мотор набирает обороты, обогнать надоевшую медленно-тянущуюся фуру, закрывающую восход и вдруг... "бум"... "бах"... ешё раз "бум". Машина достигла линии горизонта, голливудская романтика в доли секунды сменяется эмоцией: "ой-ой-ой... надо помедленее и на дорогу смотреть". После переезда венгерско-украинской границы, я выезжаю на трассу международного значения Чоп - Киев. До Ужгорода около 15-и километров, и этот городок - цель моей поездки.

1. Въезжаю на Украину. Ура !


В Ужгороде существует четыре вида дорожных ям. Первый - это оставшаяся после налёта вражеской авиации, воронка. Предательская сила такой воронки опасна во время дождя. Наполняясь водой, выглядит как безобидная лужица на дороге. Второй - окоп, вырытый для обороны города от потенциального противника. На некторых участках за пределами города глубина окопа доходит до колен. На участке Чоп-Мукачево, на выезде из Чопа - как после землятресения, гигантские трещины в асфальте пересекают проезжую частъ. Предположительная глубина - около метра. Третий - обычный колодец без крышки, с заботливо воткнутым в него деревцем или ёлкой. Очевидно, это незаконные действия металлозарабатывателей. Встречаются колодцы повсеместно, в том числе на больших улицах. Четвёртый - во время починки дороги с ювелирным мастерством вырезанные в асфальте дыры прямоугольной формы. Они имеют глубину около 15-и сантиметров и, влетев в такую дыру на скорости 80 километров в час, затаиваешь дыхание, задумываясь о Боге и целостности мироздания. Эти "стройки" типичны на "объездной" вокруг Ужгорода и, естественно, ничем не обозначены. Учитывая исключительно плохую освещённость дороги ночью, попадание в них неизбежно.

Удивляет, что в этом чуть-ли не самом западном населённом пункте Украины постоянно слышится русская речь. Наличие советских воинских частей, русины, словацкое, венгерское и украинское прошлое, сделали своё дело, превратив Ужгород в многонациональный город. Столицы некоторых государств не могут похвастаться его космополитизмом. Между зданиями австро-венгерской эпохи намертво впечатано некое подобие бункера из железобетона, озаглавленного древнеегипетской надписъю "Luxor". Очевидно, в более позднюю эпоху появилась другая надпись испанского происхождения "Plaza", превратив серый желозобетонный бункер в модный магазин одежды и обуви, парфюмерии и сувениров. "Luxor" - это прихоть и каприз Ужгорода. Это дерзкий ответ современного украинского зодчества классической архитектуре девятнадцатого столетия.

Узнав о ценах в магазинах и на недвижимость, я в полусеръёз начинаю подумывать: а не уволится-ли с моей щедрооплачиваемой и любимой работы в Мюнхене, "сесть" на социал и переехать в этот мирок. Карпатские хребты с востока и визовый режим со странами Шенгена делают эти края как-бы живущими сами по себе, вдали от революций и политической борьбы. На немецком социале здесь можно как сыр в масле кататься, ковырять вилкой в шкварках, жевать воблу. А самодельное белое вино не просто пьянит. Оно глушит по башке тяжёлой гирей истинного самоосознания, размывает реальность, и, как грязь в лужах, уводит в медитацию . После пары стаканов запоёшь по-гуцульски, даже не зная этого языка: медленно и монотонно. К тебе присоединяются собутыльники, и вот уже целый хор славит Радванку - ужгородский район, послуживший мне пристанищем.

Радванка не может похвастаться разляпистым "Luxor-ом". Зато есть магазин с названием "Зина" - некий мини-дискаунтер украинского происхождения. Ярко-выраженный "частный сектор", заборы и коричневая водная гладь, в дождливое время характеризуют этот район. Кричат петухи, едут телеги. А местный цыган своей харизмой и обаянием заткнёт за пояс любого брюссельского марокканца. Покуривая сигарету, я однажды оказался свидетелем как четыре парня, ярко-выраженной цыганской внешности, в стоптанных тапках и майках-алкоголичках, вышли из табора ... и уселись в BMW X6. А я стоял, удивлённый такой широкомасштабности этих людей.

А ещё в этом городе любят много кушать. Вообщем, есть там милое местечко в центре города под названием "Вертеп". Подвальчик такой, с лубочными картинками на стенах. Цены копеечные и вареники - то, что доктор прописал. Я съел три или четыре порции. Уже не помню, так как после второй не совсем понимал, что происходит вокруг. Суп - очень вкусный, называется бограш. Он то-ли словацкий, то-ли венгерский. Гуцулы интегрировали его в местную кухню, наряду с шашлыками и чебуреками. Приносят буханку черняги с надрезанным верхом - это... дескать... тарелка. А внутри райский суп из свинины, перца, морковки и картошки. Этим супом я вареники заел. Всё время пил какие-то крепкие горилки местного производства. Они и музон в стиле "Несёт Галя воду" очень облегчают общее состояние. Повариха в этом заведении - гений. Я ей по-настоящему благодарен остался. Выползал из "Вертепа" с трудом, останавливаясь через каждые три шага и переводя дыхание. Впервые в жизни я понял, что у меня может быть пузо.

После "Вертепа" можно посидеть в кафешке или, на худой конец, пойти в местную дискотеку. На танц-площадке извиваются молодухи в юбках до пупка, а на них смотрят седовласые дедки лет под семьдесят. Узнаю, что оказывается, тут такой молодухе солидно иметь старикана в ухажёрах. Это является подтверждением её самодостаточности. Довелось даже пообщаться с такой парочкой. Уже немолодой Николай Николаич, владелец ресторанов и местный "жук", угощал шашлыками в очередном ужгородском Дворце Чревоугодия. С ним была его подруга, лет восемнадцати, выглядевшая как Мальвина из "Приключений Буратино". Она уминала шашлык, хлопая огромными ресницами и поблёскивала алмазами на многочисленных перснях, украшающих её пухлые пальчики. Так как у Николай Николаича отобрали права за многочисленные нарушения правил дорожного движения, он пользовался услугами шофёра - пенсионера, находящегося 24 часа в сутки на стрёме неподалёку, дабы его, часто нетрезвый работодатель, имел возможность быстро перемещаться в пространстве и времени. Хороший он мужик: Мальвину любит, она в перстнях сидит, я наелся шашлыком до отвала, пенсионеру дополнительный заработок к пенсии.

А где-то среди импровизированных заборов. Там где нет интернета и где алкоголики, идущие навстречу, мило здороваются. Если обойти цыганский табор стороной и шагать в гору мимо закарпатской сельской меланхолии, мимо сытых индюков и индеек, всё дальше и дальше к самой окраине, то на самой вершине находится она - чудо из чудес, Горянская церковь. Для меня это место - символ всего Закарпатъя. Чем-то напомнающая лебедя, смотрящего на эту страну, на изгибы улиц, на огромный православный храм, на линии электропередач и трубы котельных.

2. Дырки на дороге "лучше" всего в Чопе. Тут видно только парочку не очень пугающих.


3. Сочетать прогулки и возлияния здесь прекрасно.


4. Центр. Тут бутики, интернет-кафе (с вирусами на компах), несколько клёвых кафешек.


5. Закарпатский Университет чем-то напомнил красивое и мрачноватое жилище Дракулы.


6. Недвижимость. Двушка в этом доме по цене однушки в пригороде Киева.


7. Радванка. Туда я не поехал.


8. А туда пришлось.


9. Радванка во всём её великолепии. Направо пойдёшь - цыганский табор найдёшь. Налево пойдёшь - коня потеряешь.


10. Цитируя Ющенко. Насколько я знаю, именно словами "Любi друзi" он обращался к народу. На Радванке чтят и любят этого политика.


11. Транспорт на Радванке. Достопочтенный Запорожец. Прокатиться-бы.


12. А вот на этом довелось... и даже на рыбалку.


13. Бограш. Вкуснятина.


14. Я слева.


15. Заборы, улицы, дома. Пригород.


16. Гуцул


17. Украина, какой мы её предствляем. Конечно, это музей.


18. Горянская церковь.


люди, путешествие, Украина, Закарпатье, Ужгород, граница

Previous post Next post
Up