Его предприятие лежит плашмя, его народ голодает, позавчера от короны умер его брат. Вчера статус Канака появился на просторах главной социальной сети: "Живём один раз и умираем один раз. Не страшись коронавируса и не давай ему взять вверх."
Его лайкнули всего один раз.
Важен не лайк, а стойкость если твой народ и ты сам попал в беду. В ленте мелькали картинки и тексты. Наконец-то заработал мюнхенский аэропорт. Расширилась тороговля потребительскими товарами. Открывались границы. Но именно эта фраза была самой важной. Её сказал человек, который не знает границ. Он живёт просто и просто живёт.
Священники любят читать долгие проповеди, взывая к нашей совести. Иногда для этой цели они используют золотой микрофон. Однако высокогорье Джаявиджаи не наделило Канака талантом говорить как оратор. Он не поэт и не умеет выражаться красиво. Он метр с кепкой и родился в племени горных новогвинейских пигмеев. Он хрупкий на вид, но обладает невероятной выносливостью и силой духа. Его поэзия на тетрадном листе состоит из фамилий семей, которые получили сегодня рис в Вамене. Число умерших от голода в этом городе в три раза превышает число людей, заразившихся коронавирусом.
Да! В той самой Вамене, которую воспели Кожухов и Комаров в своих замечательный передачах.
Сегодня в Весаму - пригород этой папуасской станицы, Канак и Дексон вновь притащили мешки с рисом и распределили между жителями. Получилось купить ещё 200 килограмм. На данный момент цена в индонезийском магазине на этот товар зашкаливающая - около 4-ёх евро за кило. Его распределили между 33-мя хижинами. Конечно, это не много. Но это отличная добавка к тому, что дошло в предыдущий раз. Это лучше чем вообще ничего. Это лучше чем полное безразличие в нас.
Ведь важно продержаться до того момента, когда откроется базар и полиция перестанет контролировать дороги и тропы. Тогда в Вамену потечёт товар с гор - батат и касава, свинина и огурцы.
На задворках Весамы вскопаны грядки и они ждут первой жатвы. "Знатоки" поговаривают, что в тропических странах снимают по шесть урожаев в год. Дескать: палку в землю воткнёшь и вырастет дерево. В их словах есть доля правды, но это не касается овощей и фруктов. Урожай хлеба этой земли - сладкого картофеля, снимают два раза в год. Часто его выращивают на практически вертикальных склонах.
Впрочем, Вамена в долине реки и до склонов отсюда пара километров. Рано или поздно батат созреет, а сегодня праздник варёного риса без приправы. Вы ели когда-нибудь постный варёный рис без приправы и с голодухи? Мне доводилось. Невероятная вкуснятина!
- Орок-орок луль - говорит Канак. - Мы движемся потихоньку.
- Наре! - отвечает ему встречный папуас на горной тропе. - Всё хорошо.
Если однажды Вы окажетесь в центральной Папуасии, скажите прохожему "Наре" и он расцветёт широкой улыбкой. Мы сядем у костра в хонае, будем греть замёрзшие ноги и разделим батат пополам. Клянусь Вам, он сладкий как мёд.
1.
2. Фамилии семейств в этот раз.
3. На переднем плане - Канак.
4. В этот раз снова молились с пастором-женщиной, которая не имеет Лексуса, а ходит в старой футболке.
5. Семейство Канака. Дядечка справа - его дядя.
6. Все на поля! Во время первой раздачи пищи, Канак и Дексон толкали речь и мотивировали своих земляков на возделывание грядок рядом с домами - на их задворках.
7. Вся работа на них производится вручную. Никаких тракторов. Только лопата и мотыга.
8. Батату нужны месяцы для созревания.
9. Живём один раз и умираем один раз. Не страшись коронавируса и не давай ему взять вверх.
10. В личных сообщениях мне и в ленте Канака и Дексона десятки раз звучали слова благодарности. Эти два человека не обучались в гиманзиях и не владеют тонкой реторикой. От имени папуассой станицы, Канак и Дексон благодарят всех. Конечно, благодарность не только людям стран, упомянутых ниже. Это ГРОМАДНЕЙШЕЕ СПАСИБО от простых мужиков, от их жён, отцов, матерей и детей за Вашу человечность!
Фейсбук:
https://www.facebook.com/nikolaj.nakropin