Герман Кайзерлинг. «Путевой дневник философа»

Dec 06, 2010 19:07


Чарующие пейзажи то и дело разворачиваются перед восхищенным взором путешественника, который по спирали горной железной дороги удаляется от душного Коломбо, приближаясь к более прохладному Канди. Богатство флоры повсюду поражает изобилием, но каждый уровень отличается от другого, а когда перед глазами открывается широкая перспектива, ты видишь не одну природу, а сразу несколько разных, которые то резко сменяют, то плавно перетекают одна в другую через множество промежуточных нюансов, но всюду ты встречаешь совершенную красоту, которой отмечена совершенная целесообразность. И вот Канди! Это мирное озеро, обрамленное темно-зелеными горами, окруженное деревьями, которые цветут, как цветы среди тучных лугов, - это озеро с его размытыми, туманными красками, в водах которого солнечный свет отражается лишь как эхо, лежит, словно лунный камень на темной бархатной подстилке.

Публикацией «Дневника» издательство «Владимир Даль» продолжает политику издания «незаслуженно забытых». Раннее - в 2008 году - был Карл Шмитт с его «Номосом земли», в скором будущем - Эрнст Никиш. Оба в той или иной степени (в какой именно, зависит, видимо, «от выбора оптики») были связаны с фашистским режимом в Германии. Но почти что травоядный реакционер Кайзерлинг в сравнении с ними - большой пацифист и гуманист.

Правда, в силу своего социального положения он воплощает некоторые черты мировоззрения немецких мандаринов: презрение к социализму и марксизму (без фанатичного пангерманизма - Кайзерлинг наполовину русский), традиционные проклятия в адрес пропитавшего западную цивилизацию материализма и, как это водится у носителей «духовности», нелюбовь к прагматичным англичанам. (Англичан в своем «Дневнике» Кайзерлинг сравнивает с животными, начиная свое рассуждение, что примечательно, с наблюдения за сколопендрой). Все это на фоне типично модернистских забав и проектов, в которых он участвует: богемная жизнь - Кайзерлинг входил в вагнерианские и ницшеанские кружки, а также в круг поэта Стефана Георге, проекты воспитания «новой личности» - интернациональные «Школа мудрости» и «Общество для свободной философии». И прочее. В общем, Кайзерлинг может быть интересен тем, что в его фигуре рельефно сталкиваются две реакции - реакционность немецкого образованного класса, с его неприятием наступающего века масс, и реакционность или, лучше сказать, негативность набирающего силу модернизма.

«Дневник», содержащий на более чем семистах страницах описание кругосветного путешествия Кайзерлинга, удовлетворяет обеим интенциям: требование возрождения духовности и критика социальных движений сочетаются с разрушением «традиционных» европейских представлений того времени. Можно сказать, Кайзерлинг одним из первых ставит под вопрос - задолго до современных антропологов - жесткое разграничение природы и культуры, внутреннего и внешнего. Но доказательство данного положения лишено какой-либо систематичности и строгости; вместо этого - почти мистический опыт, получаемый в результате связывания различных природных топик, которые встречает во время путешествия Кайзерлинг, и воображения.

Абстрактный субъект, cogito, может обнаружить себя в таких условиях, что уже нельзя сказать: «Я мыслю», а только: «мне мыслится», «мне хочется». Так, в тропиках «все, что происходит со мной, прорастает во мне так, как в природе прорастают растения» (с. 114). Часть природы здесь включается в Я, жесткое различение между тем и другим нарушается, субъект начинает вести полувегетативное существование. В итоге такого путешествия сквозь реальные и воображаемые пространства, опыты Кайзерлинга складываются в то, что во второй половине XX-го века можно было бы назвать психогеографией места, а «Дневник» оказывается текстовой фиксаций переживаний и озарений, разбавленных околополитическими размышлениями



Издательство «Владимир Даль», 2010
Цена 690 руб.

наши тексты, философия, книги, рецензия

Previous post Next post
Up