Сразу оговоримся. «Введение в эротическую философию Жоржа Батая» Оксаны Тимофеевой больше подходит для первоначального знакомства с идеями философа, нежели для их углубленного изучения, связанного с различными способами концептуализации мысли Батая. В последнем случае монография может представляться небесспорной.
Основное преимущество книги - прозрачное и ясное изложение. Так, прежде чем перейти к философской антропологии Батая, автор предлагает читателю ознакомиться с «кратким словарем эротической философии», который содержит основные термины, сопровожденные пояснительными статьями.
Батай, как его представляет нам автор - материалист, критик философии тождества, философ «низкой материи» и гетерогенности: «Низкая материя - внешняя и чуждая идеальным человеческим устремлениям, и она отказывается позволить свести себя к великим онтологическим машинам, являющимся результатом этих устремлений» (Батай). Таким образом, «низкий материализм - это признание инородного активного начала, связанного со злом, смертью и разрушением, с телесным низом, пороком и грехом» (с. 90). Это активное начало - животная стихия, непрозрачная и неподконтрольная ratio. Вместе они образуют конкретную тотальность, но не такую как у Гегеля, а скорее, тотальность разрыва, заключающую в себе два несоразмерных мира - мир животной имманентности (по образному выражению Батая его следует мыслить как «воду в воде») и мир Разума. Подобный «план имманентности» служит для философа площадкой, располагаясь на которой тот ведет спор с предшествующей ему метафизикой, основанной на идее тождества. Главный оппонент (но парадоксальным образом и союзник) здесь, конечно же, Гегель. В противоположность ему Батай дополняет и в чем-то пародирует историю духа историей тела. Из этой перспективы история христианской метафизики - это история подавления и вытеснения тела и скрытой в нем фигуры животного.
Животное подвергается двойному исключению, а сознание, субъект и тем более абсолютный дух - продукт этого исключения. Сначала низменное, телесное, животное вытесняется в сферу сакрального, затем уже из последнего, сообразно «отделению овец от козлищ», исключается все низменное. Таково христианство, в рамках которого и возникает новоевропейский субъект со своей кульминацией в виде абсолютного духа. Но вытесненное измерение животного все же отбрасывает тень на Абсолютный дух Гегеля, скрывающий свое «нечистое» происхождение. Задачей Батая было взорвать этот континуум самотождественного субъекта.
«Дуалистическая онтология» (не совсем удачный термин, используемый автором, в применении к французскому философу) Батая не предполагает гегелевского «снятия» оппозиций. Батай допускает сосуществование полярностей, ни одна из которых не обладает правом господства над другой. «Высокое обязательно предполагает низкое, красивое - отвратительное, чистое - грязное» (с. 89). Реальность всегда содержит этот неустранимый параллакс (Жижек), возникающий в пространстве между нашим взглядом и реальной множественностью действительности. Без него последняя была бы слишком плоской и одномерной. Поэтому идеализм - это отчаянные попытки охватить действительность тотализирующим взглядом, исключающим одно в пользу другого.
Собственно, проблематичным представляется местами однозначная концептуализация онтологии Батая по линии «чрезмерно аккуратного» противопоставления ее Гегелю, и как следствие, схематизация мысли философа, которой при других обстоятельствах можно было бы избежать. Кроме того, сомнения вызывает некритическое зачисление Батая в «материалисты», скорее связанное с личными симпатиями автора к французскому философу, нежели с анализом диспозиций материализма. Все это, впрочем, не умаляет достоинств книги, связанных (как это было отмечено в начале) с легкостью и доступностью изложения и способностью текста побудить читателя к дальнейшему изучению философии Батая.
Издательство «Новое литературное обозрение», 2009
Цена 310 р.