Ивэр Нойманн. «Использование «Другого»

Nov 02, 2010 19:28


«Русские - вообще очень сварливый народ, они набрасываются друг на друга как собаки, с отвратительными, грубыми словами… Ни одно слово не слетает с их языка чаще, чем «блядин сын», «сукин сын», «сука», «еб твою мать», а к этим словам они добавляют «в гробу» и тому подобные постыдные речи. Так ведут себя не только взрослые и старики, но даже у маленьких детей, еще не знающих имени Бога, отца или матери, уже слетает с уст «ети тебя», и они говорят это своим родителям, а родители им».
Адам Олеарий (1646)

«Использование «Другого» (1998) - книга норвежского специалиста по международным отношениям вообще и России в частности Ивэра Нойманна. Это респектабельное междисциплинарное исследование, посвященное тому, каким способом образы «Другого» задействуются в процессе формирования геополитических идентичностей, существующих в мире не физической, но воображаемой или ментальной географии. Проще говоря, автор пытается проследить механизмы, с помощью которых такие коллективные идентичности, как например, «русские» или «европейцы» задействуют образы друг друга для формирования своего «Я» и своей «самости»: «коллективные идентичности определяются целыми напластованиями «Других» (с. 15). Поэтому шесть из семи глав книги, две из которых посвящены России, основываются на богатом историческом, социологическом и антропологическом материале, привлекаемом для того, чтобы на конкретных примерах (создание Европы за счет мобилизации образов «других» - Турции и России) раскрыть механику отношения «Я/Другой» (Self/Other). Последнее рассматривается автором как проблематичное и несводимое к простой бинарной оппозиции. Об этом, то есть о методологии, задействованной в исследовании, автор говорит в первой главе книги. Здесь же он пытается привести в порядок и классифицировать множество подходов, появившихся в теории международных отношений с того момента, как ее стали интересовать коллективные идентичности и их возможная мобилизация средствами политики. Нойманн выделяет четыре основных подхода к этой проблеме: этнографический, психологический, диалектический (подход континентальной философии) и «восточный экскурс». Сам автор является сторонником последнего. В двух словах его можно охарактеризовать так: принципы диалога (Бахтин, Тодоров, Кристева) и инаковости (Левинас) в противоположность диалектике с ее «снятием», археология (Фуко) и генеалогия (Ницше) мышления о перспективах «Я/Другой», а также характерный для подобных «экскурсов» интерес к маргинальным областям знания. Главный пафос исследования: «Анализ формирования коллективной идентичности должен внести свой, хотя бы скромный, вклад и помочь нам жить в различии, а не приводить к тому, чтобы некоторые из нас умирали, став «Другими» (с. 70).

«Новое издательство», 2004 г.
Цена 280 р.

наши тексты, рецензия

Previous post Next post
Up