31 октября. 19:45. Семинар «Машины страха в черной фантастике и литературе сверхъестественного ужаса». Две небольшие лекции по 30-40 минут + обсуждение.
- «На черном дыхании» с Жаном Рэ. Переулок святой Берегонны и другие рассказы (И. Козлов).
- Край ночной Земли, или по ту сторону кошмара (Д. Вяткин).
Ужас, взятый как нечто изначальное, само по себе присущее реальности - это изнанка, оборотная сторона привычного взгляда на мир. Но изнанка здесь - не то, что противостоит обжитому и узнаваемому миру человека в качестве, например, враждебной ему стихии. Скорее изнанка низвергает любые возможные оппозиции в свою собственную тревожную имманентность. Человеческое исключается дважды. Сначала как нечто просто противопоставленное нечеловеческому, а затем уже как собственно человеческое, устраняемое в пользу нечеловеческого - имманентных процессов распада, гниения, разложения и автодеструкции, глубоко безразличных внешней оболочке человеческого. Но все же такой радикальный нигилизм - только побочный продукт, который производят машины страха, работающие в черной фантастике и литературе сверхъестественного ужаса. Процесс производства этого продукта каждый раз оказывается различен, как различны машины страха, с помощью которых ужас обретает конкретную реализацию у того или иного автора. Описанию таких машин на примерах произведений Жана Рэ и Уильяма Х. Ходжсона, а также их пересборке с целью определения более точного «местоположения» ужаса в самой реальности, и будет посвящен данный семинар.
2 ноября. 20:00. Лекция Эдуарда Кощеева «Южная готика»: набросок к путеводителю».
В лекции будет рассмотрен один из самых интригующих и захватывающих пластов американской культуры. «Южная готика» включает в себя яркие образы литературы и кино, «проросшие» на почве американского Юга, с привычными для него сюжетами колониальности, рабства, религиозности, мессианства, человеческого уродства - физического и нравственного. На южных дорогах, затерянных во времени и пространстве, как и сто лет назад можно встретить отчаянных проповедников, суровых бандитов, бездомных разных мастей. Кажется, что воздух здесь заряжен ужасом. Он проникает в самые закрытые уголки души и тела.
5 ноября. 20:00. Лекция Михаила Мальцева «Guilty Town: мотив «нехорошего» города в книгах, кино и компьютерных играх».
В лекции, на примере ряда произведений литературы, кинематографа и компьютерных игр, будет рассмотрен характерный сюжет о путешествии-погружении в «нехороший» город и сопутствующий этому путешествию разный тип ужаса: от ужаса деградации человеческих отношений, вызванных кризисом фронтира, до ужаса «странных мест», «не-мест», темных гетеротопий. Мы посетим магазинчик «Нужные вещи» в Касл-Роке, совершим путешествие из Брайт-Фоллс в Твин Пикс и обратно, исследуем изнанку американской мечты в Догвиле, расшифруем литературную карту Сайлент-Хилла, полюбуемся гниющей красотой Иннсмута и переживем последнюю осень Итана Картера.
7 ноября. 18:00. Лекция Йоэля Регева «Обратная сторона террора: Липавский, Горский, Райх и прерванная революция 30-ых»
Тридцатые годы прошлого века являются своего рода "заложным покойником": умершие не своей смертью, они продолжают преследовать современность; начавшиеся тогда и не достигшие завершения процессы во многом продолжают и по сей день определять повестку дня в философии, искусстве и политике. В ходе лекции будет предпринята попытка рассмотреть тему "ужаса" как первичной формы доступа к "нечеловеческому" и абсолютному. Будет проанализирована связь между темой ужаса в теоретических построениях Липавкого, Горского и Райха и проблемой "террора" в революционной политике. Противопоставление первой и второй половины двадатого века как периодов доминирования двух форм "невыносимого" - "ужаса" и "удовольствия" - как способов доступа к абсолюту позволит поставить вопрос о "нестерпимом" как их общей форме и о возможности выхода за границы стратегии, в рамках которой путь к нечеловеческому пролегает через невыносимое.
8 ноября. 20:00. Лекция Дмитрия Вяткина «Материя «Горменгаст»: тьма, прах и монады»
Горменгаст - крайне нетипичный замок. Не такой, каким рисует замки готическая литература. И даже не кафкианский замок. Хотя, конечно, он ближе ко второму, нежели к первому. Горменгаст - «главная глыба изначального камня», в которой по проточенным Древним Ритуалом тоннелям движутся его обитатели, влачащие скарб повседневных забот и подталкиваемые мрачной игрой желаний, страстей и волений. Глыба, в которой, наконец, рождается 77-ой по счету наследник рода Гроанов - Титус, которому суждено выйти за пределы замка. Но вот вопрос - есть ли у Замка пределы? Горменгаст - это материя и одновременно принцип организации материи, из которой «сделана» трилогия Мервина Пика; в такой материи преодолеваются оппозиции внешнего Замку и внутреннего ему. Персонажи вместе с сопутствующими им событиями - составляют монады, разворачивающие и сворачивающие изначальную материю Горменгаста. И в этом мы находим модель обратную классически истолкованной монадологии Лейбница: не материя - эффект малых перцепций сознающей монады, составляющих смутный и непроницаемый для сознания фон, но монады-персонажи возникают в качестве подвижных «пустот» под давлением материи и примата ее первичности. Они написаны светотенью; продвигаясь в толще каменной материи, персонажи-монады-события, будучи ее экспрессивной поверхностью, уподобляются редким вспышкам света, главным порождающим условием которого оказывается… тьма материи Горменгаст.
12 ноября. 20:00. Лекция Бориса Бейлина «Музыка Эриха Занна - музыка тревожного присутствия».
В лекции будут затронуты следующие темы:
- ритуальная музыка
- страшное кино
- музыка и химия: большие успехи
- BLACK, DEATH и прочий прокат: а нам не страшно!
- back to black: кто нас пугает сегодня.
13 ноября. 20:00. Семинар «Проводники ужаса: подростки, слизь и гиперкамуфляж». Три доклада по 20-25 минут + обсуждение.
- Подростки как поставщики ужаса (Э. Кощеев)
- Обаяние слизи (Д. Вяткин)
- Нечто в гиперкамуфляже: киноэстетика body horror’а (М. Мальцев)
Ужас никогда не дан непосредственно, иначе он просто не был бы ужасом. Всегда есть аллюзия на глубинную сторону вещей или их изнанку, проступающую через наблюдаемые черты. Два взаимодополняющих суждения здесь: «самый сильный страх - это страх неведомого» Говарда Лавкрафта и «всякий страх - это страх перед оборотнем» Леонида Липавского. Различные поверхности выражения - кожа или мембрана, материи - слизь, протоплазма, продукты желез и гниения, страты - социальные, классовые, гендерные, могут отсылать к некой доиндивидуальной, разлитой, можно даже сказать неорганической жизни, нарушающей наши привычные схемы восприятия вещей. От того, насколько хорошо им это удается, они оказываются более или менее пригодны для выражения ужаса. Тому, что делает присутствие ужаса наличным и ощутимым, будет посвящен этот семинар.
14 ноября. 20:00. Лекция Яны Цырлиной «Опыт «Отвращения» у Романа Полански».
Описание ожидается.
Программа осуществляется в рамках подготовки к Зимней философской школы при поддержке Фонда Михаила Прохорова и Фонда Ельцина.