Свен Линдквист «Уничтожьте всех дикарей»
Издательство: Европейские издания, 2007 г.
Мягкая обложка, 192 стр.
Тираж: 5000 экз.
Книга имеет две стороны - банальную и ярко-талантливую. Банальная - о путешествии автора в самое сердце африканской пустыни, равно как и вглубь собственной памяти. Линдквист отрабатывает тут классические клише современной европейской литературы: жалуется на родителей, боится оставаться один на один с природой, манерно ежится от экзистенциального холода. Все это можно попросту пролистывать. Интересно другое.
«Уничтожить всех дикарей» - фраза из книги польского писателя Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Того самого, вольной экранизацией которого стал фильм «Апокалипсис сегодня» Ф. Ф. Копполы. «Уничтожить всех дикарей» - это книга о геноциде. Если быть более точным - об истории идеи уничтожения одним народом другого в европейской культуре, апогеем которой стал Холокост. Сама идея имеет куда более глубокие корни, говорит Линдквист, - и созреть, и оформиться она успела к тому времени, когда Адольф Гитлер еще только пошел в школу. Причина на поверхности - колониальная политика Европы в XVIII-XIX веке. В эту эпоху европейские государства, благодаря своему техническому превосходству, оказались способными захватывать страны в десятки раз превышающие их площадью и населением.
Линдквист приводит многочисленные примеры, в том числе и достаточно курьезные. Например, историю сожжения и разграбления немецким офицером Карлом Петерсом в течение одного дня 19-ти африканских деревень при помощи одной лишь винтовки. Естественно, для подобных эксцессов требовалось оправдание «естественностью» происходящего. Оправдание придумывали интеллектуалы. В «Происхождении человека» Чарльз Дарвин указывал на гориллу и дикаря как на переходные формы между приматами и цивилизованным человеком. Но обе эти промежуточные формы находятся в стадии вымирания. «В некотором не столь отдаленном, если считать столетия, будущем цивилизованные человеческие расы почти наверняка уничтожат дикие расы и повсюду займут их место».
Линдквист виртуозно связывает художественные тексты с естественнонаучными идеями викторианской эпохи, фонтанирует историческими фактами, вставляет меткие комментарии («Конрад, писатель в изгнании, не мог позволить себе политику» - такое можно сказать как минимум еще про одного писателя-эмигранта), делает смелые выводы. «В войне с западными державами немцы соблюдали международное право. Только 3,5% английских и американских военнопленных умерло в плену. Доля погибших советских военнопленных составила 57%». Это потому, объясняет Линдквист, что на западном фронте шла «европейская» война, а на восточном колониальная.
После того, как автор вытряхивает перед читателем всех скелетов из шкафов европейской истории, никто уже не сомневается в правомерности его теории - да, на протяжении последних веков Старый Свет упивался собственной цивилизованностью и могуществом своей науки, в то время, как его граждане уничтожали в промышленных масштабах народы Африки, Австралии и Южной Америки.
Да, лепет ученых о необъяснимом сокращении популяций туземцев при столкновении с европейской культурой на самом деле означает лицемерное нежелание признавать факты геноцида. Да, Холокост не был спонтанной акцией неадекватных фанатиков, «окончательное решение» скорей было переносом колониальной политики внутрь Европы. И, да, европейская наука сыграла здесь не последнюю роль.
И вот, когда вы причастились знанием о темной стороне европейской культуры, остается еще один вопрос - что с этим знанием делать? Тут автор подмигивает, мрачно усмехается и оставляет вас наедине с самим собой.