Отец Всеволод Шпиллер: 35 лет со дня кончины

Jan 08, 2019 06:01

14.07.1902 - 8.01.1984



Тридцать пять лет назад преставился ко Господу протоиерей Всеволод Шпиллер. В последние 33 года своей жизни он был настоятелем московского православного храма Николы в Кузнецах. Это был один из самых замечательных священников, которых мне удалось застать. Он очень отличался от значительной части православного духовенства того времени (и не только духовенства, и не только того времени, и не только православного). Он резко контрастировал с преобладавшим в нашей РПЦ обскурантизмом и магизмом. Он был весьма просвещенным, и это бросалось в глаза на фоне большинства его тогдашних собратьев. Он был необыкновенно светлым. Он был очень интеллигентным, и к нему тянулись немногочисленные тогда в Церкви представители интеллигенции. Он был великолепным проповедником, что тоже было тогда редкостью. Он умел ценить красоту, и богослужения в его храме отличались высоким литургическим вкусом. Он был глубоким и тонким духовником, и мне посчастливилось быть одним из его духовных детей. Хотя это было в самые последние годы его жизни, когда он был уже болен и слаб и не мог уделять много времени и сил на духовное руководство, он сумел мне очень многое дать и оказал большое влияние на мое духовное формирование. А еще он очень уважал свободу человеческой личности и как духовник никогда ее не подавлял: неудивительно, что среди бывших его духовных чад столь различные люди - от охранительно настроенных консерваторов до смелых реформаторов и даже тех, кто в конечном счете нашел свой путь вне видимых границ ПЦ.

_________________________

Это я повторил почти то же, что написал в этот же день пять лет назад.

Сегодня хочу добавить к этому одну проповедь отца Всеволода - как раз в попразднство Рождества. Я был в тот день в храме и хорошо помню, как он ее говорил. Я выбрал ее не только потому, что она подходит к литургическому времени, но еще и потому, что в ней очень ярко проявляется сущность отца Всеволода, характер его благовестия.

9 января 1977 (в Неделю по Рождестве Христовом)
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня - третий день Рождества Христова. Верующие православные христиане, мы с вами, братья и сестры, все еще стоим в свете чудесной звезды, горящей над священными Вифлеемскими яслями, в которых возлежит Божественный Младенец. Возлежит в красоте, в чистоте невинности человеческого детства с неведомой миру Божественной светоносной силой! Эта сила - сила Божественной, жертвенной, милующей и спасающей любви. Эта сила - любви, даже самые большие страдания людские превращающая в радость. Эта сила - любви, преображающей жизнь.

Но вот прошло почти 2000 лет с тех пор, когда пришел на землю Христос, принес Свое учение и Свою силу.

Почему же в жизни все еще столько страданий? Столько горя? Но, братья и сестры, не потому ли, что из учения Господа Иисуса Христа, которое Он принес на землю, мы берем далеко не самое главное, далеко не самое важное? И почти всегда так было. Но и из этой силы, которую Он принес с Собой, силы Божественной любви, идущей навстречу нам, мы тоже берем так мало, так редко ищем ее, так мало надеемся на нее, потому что слишком много надеемся на свои собственные, человеческие силы. И вот - страдаем... Однако всегда были люди, которые хорошо знали и понимали, что принес с Собой Богомладенец, воплотившийся Бог. Были они ещё тогда, когда возлёг в яслях Богомладенец.

Вспомните волхвов! Волхвы - это мудрецы, это ученые того времени. Вспомните, братья и сестры, с чем они пришли к этой пещере, к яслям, ведомые чудесным светом Вифлеемской звезды. Вспомните, какие дары они принесли Богу, пришедшему к людям, и сложили их у ног Его. Эти дары были: золото, ливан и смирна. Это все самое лучшее, дорогое, драгоценное, что человек, идущий к Богу, может принести Ему, Богу, идущему к человеку. Что такое это золото? Это ведь символ, это образ. И они принесли злато как бы от имени всего человечества Господу Иисусу Христу. Золото добывается в темных-темных недрах земли страшным трудом, по крупицам, для того, чтобы составился слиток и осиял сверкающей своею славою, нержавеющей своею чистотою.

Братья и сестры! В недрах, в глубине каждой человеческой души есть это злато. Это злато есть творческая активность человека. Оно добывается страшным, постоянным трудом, постоянными усилиями, как и золото, которое находится в земле. И этот творческий порыв, творческая активность преображает мир, освещает его славою своею, нержавеющею своею умною красотой. Вот что символизирует золото.

Потом волхвы-мудрецы принесли ливан. А что это такое?.. Ливан - это фимиам, тот самый, который мы кладем в свои кадила, благоухающий, благовонный, всегда стремящийся вверх, ввысь. В каждой душе человеческой есть это стремление вверх, ввысь: стать выше, лучше, чем я есть, подняться над тем, что я есть, стать гораздо лучше. Вот это символизирует ливан, порыв всегда вверх, всегда ввысь. Искание горнего мира. Этот ливан и принесли Богомладенцу волхвы.

А потом - смирна. У нас вывелся этот обычай, братья и сестры. А раньше христиане, да еще и нехристиане имели этот обычай... Вот и жившие в Палестине верующие люди имели этот обычай: смирной - благовонным маслом помазывать тела живых и усопших, выражая таким образом любовь к ним. Помните, как Спасителю были помазаны ноги этим драгоценным маслом, и как одна женщина отирала их своими волосами? Она не могла по-другому выразить свою любовь и верность Иисусу Христу. Так и тела усопших помазывали... Так мы когда-то приносили (а и теперь ещё приносим) на отпевание или на могилу усопшего миро. Этим мы выражаем любовь, братья и сестры, которая в человеческом сердце есть отблеск любви Божественной, которую вдохнул Господь, когда творил человека. Это та самая любовь, которая всегда от Бога, всегда - Божие в нас. Это та самая любовь, которая есть вечность, как говорит апостол Павел, то самое вечное в нас, что никогда не умирает, что преображает эту жизнь и вводит нас в другую - в вечную жизнь именно силою любви, явленною Господом Иисусом Христом так, как никем и никогда она не была явлена. И вот эту смирну принесли волхвы к яслям родившемуся Богомладенцу.

Мы с вами еще стоим, братья и сестры, в лучезарном свете Вифлеемской Рождественской звезды. Еще не отдали этого праздника. Мы - у пещеры, у яслей Богомладенца...

Что же, с пустыми руками стоим? Что же, в недоумении, в растерянности, в сожалении, что ничего принести Ему не можем? Да не будет такого! Каждый из нас может принести Господу, пришедшему к нам, то, что принесли Ему от лица всего человечества тогдашние мудрецы-волхвы. Потому что это все есть в нашей душе. Надо только это все раскрыть, обязательно раскрыть... в постоянных над собой усилиях, постоянным исправлением своей жизни при помощи благодати Божией - той силы, которую нам дарует Господь Иисус Христос.

И да будут приняты наши дары Господом Богом! Да приемлет Он их милостиво и укажет стоящей около яслей этих Матери Своей и нашей - Матери Божией, на каждого из нас, на всех нас, как на Своих братьев. «Нас бо ради родися Отроча младо - Превечный Бог!» Аминь.

Текст взят из книги:
О. Всеволод Шпиллер. Проповеди. Прощальные слова. Цикл бесед об евхаристии. Приветственные слова. Составление и комментарии Ивана Всеволодовича Шпиллера. Красноярск: Енисейский благовест, 2002.

пастыри, память, церковная история, мемуарное, ибо у Него все живы, Православная Церковь

Previous post Next post
Up