Я всё чаще замечаю, что в последнее время проявляю всё меньшую охоту слушать новые исполнения и смотреть новые постановки (надеюсь, это у меня врéменное) и наоборот - с большой охотой слушаю прежде не известные мне давнишние записи. А сейчас, слава Богу, всё больше и больше старых записей становятся доступны.
На днях открыл для себя две старых записи I акта "Валькирии", которых раньше не доводилось услышать.
Первая - и произведшая на меня по-настоящему сильное впечатление - это запись 1935 года, осуществленная под руководством Бруно Вальтера с Лаурицем Мельхиором, Лоттой Леман и Эмануэлем Листом и с Венским филармоническим оркестром. Раньше слышал лишь пару фрагментов оттуда, а теперь на Ютьюбе появился I акт целиком. Это действительно великолепное исполнение. Меньше всех впечатлил Мельхиор, хотя и он, как всегда, прекрасен. Больше всех - Бруно Вальтер, ибо в целом всё идет удивительно динамично, с какой-то живой спонтанностью и без грамма вымученности. Очень хорош Эмануэль Лист. И Лотта Леман прекрасна, особенно в некоторых местах - я бы отметил в первую очередь монолог Der Männer Sippe, а также ее реплики в сцене узнавания (то, как она их произносит, я бы, перефразируя слова Зиглинды, назвал "Scheu und Drang zugleich" ["Робость и натиск одновременно"] ).
Отмечу также, что качество звука для того времени просто отличное.
Вот она, эта запись:
Click to view
Тот проект записи "Валькирии" был продолжен, но, насколько мне известно, не удалось сохранить единый состав исполнителей (в т. ч. и дирижера). На Ютьюбе есть также
запись II акта из этого проекта. Я его пока не слушал.
* * *
Другая запись, которая мне тоже понравилась (хотя не настолько) - это байройтская "Валькирия" п/у Йозефа Кайльберта 1952 года. Она меня заинтересовала из-за Инги Борк (которой в этом году исполнилось
по одним сведениям 95 лет,
по другим - аж 99). Я ее давно знаю и очень люблю как блистательную рихардштраусовскую певицу, но никогда не слышал в вагнеровских партиях. Здесь она поет Зиглинду.
Послушал пока только I акт (Гюнтер Трептов - Зигмунд, Йозеф Грайндль - Хундинг). Довольно хорошо и интересно, хотя не сказал бы, чтобы что-то особенно впечатлило. От Инги Борк я ждал большего, хотя что-то в ее исполнении есть. Но по мне излишняя диковатость, звереватость. Оно и понятно - отсюда прямая дорога к Электре.
Доступно
ЗДЕСЬ. Поблизости можно найти также II и III акты (с Гансом Хоттером, Астрид Варнай и Рут Зиверт), которые я еще не послушал, но надеюсь в скором времени восполнить и этот пробел.