Святой Николай и святой Кассиан, рассказывает нам русская народная легенда, посланные из рая навестить землю, увидели однажды на дороге бедного крестьянина, телега которого, нагруженная сеном, глубоко завязла в грязи и который делал бесплодные усилия, чтобы заставить свою лошадь сдвинуть воз с места.
− Пойдем, подсобим доброму человеку, − сказал святой Николай.
− Сохрани меня Бог, − ответил святой Кассиан: − я боюсь запачкать свою хламиду.
− Ну, тогда подожди меня или лучше иди себе без меня своей дорогой, − сказал святой Николай, − и бесстрашно забравшись в грязь, он бодро помог мужику вытащить телегу из колеи.
Когда, покончив с этой работой, святой Николай догнал своего товарища, он был весь в грязи, а запачканная и разорванная хламида его напоминала рубище бедняка. Велико было изумление святого Петра, когда он увидел его в этом виде у врат рая.
− Э! Кто тебя так отделал? − спросил он его.
Святой Николай рассказал, как было дело.
− А ты, − спросил святой Петр святого Кассиана, − разве не был с ним при этой встрече?
− Как же, но я не имею привычки вмешиваться в то, что меня не касается, и прежде всего я подумал о том, чтобы не загрязнить девственную белизну моей хламиды.
− Ну так вот, − сказал святой Петр, − тебя, святой Николай, за то, что ты не побоялся испачкаться, выручая ближнего из беды, отныне будут праздновать два раза в году, и ты будешь в глазах всех крестьян святой Руси самым большим святым после меня. А ты, святой Кассиан, довольствуйся непорочной белизной твоей хламиды, а праздновать тебя будут лишь в високосные года − раз в четыре года.
Владимир Сергеевич Соловьев
"Россия и Вселенская Церковь"
Кн. I, гл. I И P.S.:
_______________________________
Комментарий Сахарова:
"после меня" - явное добавление самого В.С. Соловьева.
.