Хотел рассказать об этом сразу после возвращения из Будапешта, еще в Рождественское время, да всё откладывал и дотянул аж до кануна Великого поста (хотя всего-то чуть больше месяца прошло).
Дело в том, что Рождество Христово в Будапеште совпадает еще с двумя немаловажными для меня Днями Рождения. Об одном из них, который приходится на Сочельник, я недавно писал (см.
здесь). Но есть и другой, приходящийся непосредственно на сам день Рождества. Когда-то я уже рассказывал на страницах этого журнала о том, что мой папа очень дружил с одним венгерским поэтом, уже давно покойным и уже давно сопричтенным к классикам венгерской литературы. И не только дружил, но и перевел немало его стихов. Звали этого поэта Михай Ваци (Váci Mihály). Вот
ТУТ можно прочитать папину статью о нем, а
ЗДЕСЬ собраны переводы его стихов (а есть еще и собственное о нем
стихотворение). Так вот, родился Михай Ваци 25 декабря 1924 года.
На этой старой фотографии запечатлены в Тихани летом 1967 г. Михай Ваци (Миши-бачи - т.е. "дядя Миша", как я обычно по-мадьярски его называл), деревенская лошадь и я. Снимал, наверное, папа: в это время он работал в биологическом институте в Тихани, и мы с мамой приезжали к нему на лето.
Михай Ваци и его жена Марика жили в Будапеште, и мне тем же летом довелось побывать у них дома и даже ночевать там. Это очень живописное место в Буде, на горе Геллерт, неподалеку от небольшого озера, которое называется Фенекетлен (Feneketlen-tó буквально переводится как "Бездонное озеро"). И мне на многие годы запомнилось это красивое озеро, над которым склонялись плакучие ивы, а чуть дальше возвышалась какая-то барочная церковь. И еще мне запомнился открытый ресторан на берегу озера, в котором мы очень вкусно ужинали.
Хотя Бездонное озеро прочно запечатлелось в моей памяти, в следующий раз я добрался до него только в третий мой взрослый приезд в Будапешт. Это было осенью 2008 г. Озеро я тогда нашел, а дом, где жил Ваци, найти не успел.
А чуть позже, когда уточнял некоторые данные о Ваци в интернете, я сумел найти не только точный адрес его дома, но и обнаружить точную дату его рождения. Поэтому, оказавшись четыре года назад в Будапеште на Рождество, я решил, что непременно должен дойти до его дома, что и сделал. Правда, было уже темно, и не всё я смог толком разглядеть.
Минувшей осенью, когда по пути из Брна я остановился на пару дней в Будапеште, я захотел снова посетить этот район Буды и, несмотря на моросящий дождик, погулять там в светлое время. Тогда и сделал там несколько фотографий.
На берегу (чуть правее того фонтана, которого, по всей видимости, тогда, в детстве, не было) сейчас находится ресторан под названием "Хемингуэй". Не уверен, тот ли это ресторан, в котором мы были тогда (мне почему-то кажется, что тот располагался ближе к озеру и находился над самой водой, но, возможно, за почти полвека он просто сместился туда в моей памяти), однако я всё же в него зашел, даже несмотря на то, что цены в нем были неоправданно высокими: во-первых, хотелось погреться, во-вторых, я уже успел проголодаться, а в-третьих - там был Wi-fi, а мне очень хотелось отправить родителям фотки оттуда прямо сейчас.
И вот эту я, конечно, тоже отправил:
А перед этим я дошел до дома, где жил Михай Ваци,
и сфотографировал мемориальную доску у входа в его подъезд:
Как я уже говорил, над Бездонным озером возвышается церковь:
Это будайский цистерцианский храм св. Эмерика (Имре) на горе Геллерт (
Budai Ciszterci Szent Imre Plébánia).
До Рождества 2015 г. мне ни разу не довелось побывать в нем внутри. Даже его интерьер мне удавалось посмотреть в лучшем случае с паперти через стеклянную дверь - всякий раз я попадал туда в то время, когда храм закрыт. И вот в этом году в день Рождества я впервые побывал там не просто внутри, но и на богослужении.
А интерьер там оказался очень веселеньким -
благодаря зеленым архитектурным деталям.
Даже исповедаленки там зелененькие:
Это была месса в день Рождества в 11 часов утра, и она имела великолепное музыкальное сопровождение. Вообще очень радует, что в Будапеште, как и в Вене, во многих храмах в праздничные дни на торжественных мессах в качестве ординария используются авторские мессы, притом исполняются они на вполне качественном уровне. Здесь была Missa Cellensis in honorem Beatissimae Virginis Mariae Михаэля Гайдна.
Кое-что я записал тогда. Вот вам Глория на пробу:
Gloria Как удалось мне выяснить после мессы, вокальные ресурсы использованы свои, приходские, а оркестр - ангажированный.