Энциклика Папы Франциска по экологии опубликована на русском языке

Sep 28, 2015 17:03

Недавняя энциклика Папы Франциска, посвященная проблемам окружающей среды, уже опубликована в русском переводе Издательством Францисканцев и доступна (по крайней мере, она точно есть в самом издательстве, а также в книжной лавке собора на Малой Грузинской).



Очень рекомендую всем (и не только католикам), потому что это действительно очень ценный текст (а не только потому что в.п.с. принимал участие в его переводе).

Приведу здесь лишь несколько цитат:

Мы выросли, считая себя собственниками и владельцами, имеющими право на разграбление. Насилие, таящееся в раненном грехом человеческом сердце, проявляется, помимо прочего, и в симптомах болезни, которые мы замечаем в почве, в воде, в воздухе и в живых существах. Поэтому к беднейшим этого мира, к самым оставленным и терпящим насилие причислена и наша измученная, опустошенная земля, которая «стенает и мучится родовыми болями» (Рим 8, 22*). Мы забываем, что мы сами - земля (ср. Быт 2, 7). Само наше тело состоит из элементов планеты, мы дышим именно ее воздухом, а ее вода поддерживает в нас жизнь и восстанавливает нас. (2)

Обвинять демографический рост, а не селективный и доведенный до крайности консумеризм некоторых - значит бежать от решения проблем. Тем самым пытаются легитимировать нынешнюю модель распределения, согласно которой меньшинство верит в свое право потреблять в такой пропорции, которую, якобы, невозможно распространить на всех, так как планета не сможет вместить все образовавшиеся от потребления отходы. Кроме того, мы знаем, что около трети произведенных продуктов питания уничтожается, а ведь «выкинуть пищу - всё равно, что украсть ее со стола бедняка». (50)

Окончание пути вселенной - в полноте Бога, достигнутой воскресшим Христом, основой всеобщей зрелости. Тем самым мы получаем еще одну причину для отказа от деспотического и безответственного господства человека над другими творениями. Окончательная цель других созданий - не мы. Напротив, все, вместе с нами и через нас, стремятся к общей цели: к Богу, в Его трансцендентной полноте, где воскресший Христос всё объемлет и просвещает. Человек наделен разумом и любовью, его влечет полнота Христова, поэтому он призван привести все творения обратно к их Творцу. (83)

Новый Завет не только говорит нам о земном Иисусе и о Его очень конкретном и любящем отношении с миром. Он также показывает нам Его воскресшим и прославленным, присутствующим во всём творении Своим вселенским владычеством: «ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное» (Кол 1, 19-20). Это устремляет нас к окончанию времен, когда Сын передаст Отцу всё тварное, и «да будет Бог всё во всем» (1 Кор 15, 28). Таким образом, творения этого мира уже не предстают для нас чисто природной реальностью, поскольку Воскресший таинственно окутывает их и направляет к полноте замысла. Даже полевые цветы и птицы, которых Он восхищенно созерцал своими человеческими очами, теперь наполнены Его светозарным присутствием. (100)

В новое время проявилось серьезное антропоцентрическое злоупотребление, которое, под другими личинами, сегодня продолжает подтачивать любые отсылки к чему-то общему и любые попытки укрепить социальные связи. Поэтому наступил момент вновь уделить внимание реальности и устанавливаемым ею границам, которые, в свою очередь, предоставляют возможность для более здорового и плодотворного человеческого и социального развития. Неверное представление о христианской антропологии в итоге содействовало распространению ошибочного понимания связи человека с миром. Множество раз распространялась прометеева мечта о господстве над миром, создававшая впечатление, что забота о природе - удел слабых. Однако правильная интерпретация концепции о человеке как владыке вселенной предполагает, что в нем усматривают еще и ответственного распорядителя. (116)

Существование законов и правил не является достаточным в долгосрочной перспективе для ограничения дурного поведения, даже когда существует реальный контроль. Для того чтобы законность приводила к значительным и долгосрочным результатам, необходимо, чтобы большинство членов общества приняло его исходя из адекватных мотиваций и реагировало в соответствии с личным изменением. Только взрастив в себе твердые добродетели, можно принести себя в дар в экологическом служении. Если какой-нибудь человек взял за правило надевать чуть больше одежды вместо того, чтобы включать отопление, хотя экономические условия и позволяют ему потреблять и тратить больше, можно предположить, что он приобрел убеждения и чувства, благоприятствующие заботе об окружающей среде. Весьма благородно принять на себя задачу заботы о творении маленькими повседневными делами, и замечательно, если воспитание будет способно мотивировать к этому, формируя стиль жизни. Воспитание экологической ответственности может стимулировать различные модели поведения, которые имеют прямое и важное значение в деле заботы об окружающей среде, - например, избегать использования пластика или бумаги, снижать потребление воды, дифференцировать мусор, готовить лишь столько пищи, сколько разумно можно будет съесть, заботливо обращаться с другими живыми существами, пользоваться общественным транспортом или же использовать один автомобиль совместно с несколькими людьми, сажать деревья, отключать ненужные светильники и так далее. Все это составляет щедрую и достойную креативность, которая показывает лучшее в человеке. Вторичное использование какой-то вещи, вместо того чтобы вскоре выбросить ее, может быть - исходя из глубокой мотивации - делом любви, в котором выражается наше достоинство. (211) Не надо думать, что эти усилия не изменят мир. Такие действия распространяют в обществе добро, которое всегда приносит плоды сверх того, что можно констатировать, потому что они пробуждают на этой земле добро, которое имеет тенденцию распространяться, иногда незаметно. Кроме того, такое поведение дает нам чувство нашего достоинства, приводит к большей экзистенциальной глубине и позволяет нам ощутить, что жизнь в этом мире стоит того, чтобы жить. (212)

Внимание к красоте и любовь к ней помогает нам выйти за пределы утилитарного прагматизма. Если не научишься останавливаться, чтобы восхищаться прекрасным и ценить его, то нет ничего странного, что всё будет превращаться в предметы для использования и, несомненно, для злоупотребления. В то же время, если хочется добиться глубоких изменений, следует помнить, что модели мышления действительно влияют на поведение. Воспитание будет неэффективным, а его усилия - бесплодными, если оно не обеспокоено также тем, чтобы распространять новую модель отношения к человеку, к жизни, к обществу и к связям с природой. В противном случае оно будет по-прежнему развивать потребительскую модель, передаваемую средствами массовой информации и посредством эффективных рыночных механизмов. (215)

… Всё творение отражает нечто Божие и передает нам некую весть или уверенность в том, что Христос принял на Себя этот материальный мир и теперь, воскресший, обитает в глубине каждого существа, окружая его Своей любовью и пронизывая его Своим светом. Как и признание того, что Бог создал мир, вписав в него тот порядок и тот динамизм, которые человек не вправе игнорировать. Если мы читаем в Евангелии, что Иисус говорит о птицах, что «ни одна из них не забыта у Бога» (Лк 12, 6), можем ли мы плохо с ними обращаться или причинять им вред? Я призываю всех христиан прояснить этот аспект своего обращения, позволяя силе и свету принятой благодати распространяться также на отношения с другими созданиями и с окружающим миром и созидать это возвышенное братство со всем творением, которое столь светлым образом переживал святой Франциск Ассизский. (221)

В воскресенье участие в Евхаристии имеет особое значение. Этот день, как и иудейская суббота, предлагается как день исцеления отношений человека с Богом, с самим собой, с другими людьми и с миром. Воскресенье - это день Воскресения, «первый день» нового творения, первые плоды которого - воскресшее человечество Господа, являющееся гарантией окончательного преображения всей сотворенной действительности. Кроме того, этот день возвещает «вечный покой человека в Боге». Таким образом, христианская духовность объединяет значение отдыха и праздника. Человек имеет тенденцию сокращать созерцательный покой как что-то бесполезное и бесплодное, забывая, что таким образом он отнимает у дела, которое исполняет, самое главное: его смысл. Мы призваны включить в наше дело какое-то восприимчивое и бескорыстное измерение, которое отличается от простого бездействия. Речь идет о том, чтобы действовать по-иному и чтобы это становилось частью нашего существа. Таким образом, человеческое действие оберегается не только от пустой активности, но и от необузданной алчности и от изоляции сознания, приводящих к стремлению исключительно к личной выгоде. Закон еженедельного отдыха обязывал воздерживаться от работы в седьмой день, «чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх 23, 12). Этот отдых оказывается расширением кругозора, которое позволяет вновь признать права других. Так день отдыха, центром которого является Евхаристия, распространяет свой свет на всю неделю и поощряет нас к заботе о природе и о бедных. (237)

.

Католическая Церковь, Папа Франциск, натура

Previous post Next post
Up