25 лет со дня кончины отца Александра Меня

Sep 09, 2015 16:49



Сегодня ровно 25 лет со дня трагической гибели отца Александра Меня. Он был убит в воскресный день ранним утром недалеко от своего дома в поселке Семхоз, когда направлялся в храм на Литургию. Похороны отца Александра пришлись на день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Прежде чем сказать о значении этого человека, хотелось бы "восстановить историческую справедливость". К сожалению, отцу Александру приписывается много того, чего не было на самом деле, - не только его хулителями, каковых, увы, немало, но и теми, кто чтит его память. В частности, о нем то и дело приходится читать и слышать, что он был богословом. Более того, за последнее время мне не раз попадалось словосочетание "великий богослов": "Отец Александр Мень был великим богословом" - и т.п. Но это не так. Отец Александр Мень не был великим богословом и, по большому счету, не был богословом вообще.

То есть, конечно, в каком-то смысле о нем можно говорить как о богослове, если - как это обычно делается, когда речь идет о богословии как специальности, - под "богословом" понимать просто знатока богословия, специалиста, профессионально ориентирующегося в теологической и околотеологической проблематике. Да, в таком смысле он богословом бесспорно был. Он не только имел степень "кандидата богословия" (по сути соответствовавшую, в пересчете на светские степени, не кандидату наук, а диплому об окончании вуза: ее получало большинство выпускников духовных академий), но по широте и глубине богословских знаний с ним в то время могли соперничать в нашей стране лишь единицы. Он был к тому же одним из совсем немногих в то время в РПЦ, кто хорошо представлял себе современное католическое и протестантское богословие (это не говоря о библеистике, за развитием которой он умудрялся следить самым внимательнейшим образом). Но самостоятельным богословствованием (а все, кто по праву считается великим богословом, создавали или осваивали в богословии что-то новое) он почти никогда не занимался, потому что не ставил перед собой такой задачи. И я хорошо помню, что сам отец Александр не считал себя богословом. Ученым - считал, богословом - нет. Однажды мы с ним беседовали на эту тему (это было у него в кабинете в его доме в Семхозе), и он признался, что лишь одно из своих сочинений считает по-настоящему оригинальным богословским опытом: это эссе "Библия и учение о грехопадении", вошедшее в его книгу "Магизм и единобожие" как последнее из имеющихся там приложений.  Кроме того, он говорил мне, что ему принадлежат отдельные догадки в толковании некоторых мест Священного Писания и что некоторые из них фигурируют в комментариях Брюссельской Библии, которые отчасти были написаны им (к их числу принадлежит, в частности, толкование на Быт 6.1-2 про "сынов Божиих" и "дочерей человеческих").

Но подлинное значение отца Александра лежит не в сфере богословия или библеистики. Конечно, он был по-настоящему хорошим пастырем. Бесспорно, о нем в известной мере можно говорить как о миссионере. Однако правильнее было бы назвать его просветителем. Вернее - Просветителем. Он обладал поистине могучим талантом просветителя и реализовал этот Божий дар с удивительной для столь недолгой жизни плодотворностью.

Книгу отца Александра "Сын Человеческий" я считаю лучшей книгой из всех, когда-либо написанных о Христе, и лучшим введением в христианство. После Четвероевангелия, конечно, - но некоторым людям, которые в силу своего культурного состояния не вполне готовы сразу воспринять тексты, написанные в столь далеких культурно-исторических условиях и в столь необычной стилистике, я советовал и по-прежнему советую сперва прочитать "Сына Человеческого", а потом уже браться за Евангелие как оно есть.

Отец Александр виртуозно владел матерством популяризатора. Его популярные книги представляют собой редкие в этом жанре образцы, когда читать книгу оказывается интересно и тому, кто об этом вообще ничего не знает, и тому, кто хорошо разбирается в данной тематике (не исключая даже специалистов). Когда я преподавал литургику в Свято-Фоминском институте, то в начале моего курса говорил студентам: "Кто из вас совсем не знаком с православным богослужением - обязательно сперва прочтите книгу отца Александра Меня "Таинство, слово и образ". Впрочем, кто знаком и даже знаком хорошо - лучше тоже прочтите".

Маленькая книжечка "Как читать Библию" по-прежнему остается одним из лучших руководств для того, кто собирается читать Писание. Да и для того, кто уже давно это делает, тоже весьма полезна.

Ну а Шеститомник его - это отдельная песня...

Сам же я, как уже писал однажды, обязан отцу Александру значительной частью своих знаний в области церковных наук.

Царствие ему Небесное.

Преподобный Просветитель и Мученик, отче Александре, моли Бога о нас.

.

пастыри, память, церковная история, история, мемуарное, ибо у Него все живы, Православная Церковь

Previous post Next post
Up