Numquid et vos vultis abire?

Aug 29, 2015 14:26

(Размышления, навеянные отчасти евангельским чтением минувшего воскресенья, отчасти реальной жизнью)От православных часто приходится слышать сетования, что в последнее время многие уходят - кто в какую-то другую конфессию, кто совсем. Некоторые пытаются найти причины и виновников. Да, я готов признать (и, поверьте, с искренним сожалением), что ( Read more... )

католичество в России, Католическая Церковь, о себе, Православная Церковь

Leave a comment

Comments 38

проблема есть sibeaster August 30 2015, 06:12:23 UTC
У меня в будущем году будет 25летний юбилей в Церкви. Из тех, с кем я в 90е воцерковлялся, и тех, кого я тогда видел в храме, практически никого не осталось. Понятно, что смерти, переезды имеют место быть, но не все же они умерли или переехали?
Мое скромное ИМХО. В Церкви лучше всего себя чувствуют либо аутисты, либо эгоисты. Почему так получилось, и кто виноват - не знаю. Из невходящих в эти две категории в Церкви выживают лишь те, у кого есть сильные альтернативные увлечения. Меня спасли самостоятельные путешествия по Италии, подготовка к которым заняла мой мозг, и жесткие тренировки, не давшие расслабиться телу. И путешествия, и тренировки вошли в мою жизнь тогда, когда я жолжен был либо покинуть Церковь, либо окончательно лишиться разума, захлебнувшись в рвотных массах ПГМа.

Reply


arcady_cz August 30 2015, 17:19:47 UTC
По-моему, не совсем правильная ставится альтернатива. Отдаление от церкви (в ее реальном, институциональном проявлении) вовсе не предполагает автоматически отказ от Христа и от веры в спасение. Может быть, как раз наоборот: сильное переживание встречи с евангельским Христом производят переворот, который делает несовместимым личный опыт веры с интитуциональными рамками. Конечно, предназначение церкви, как общины верных Христу, - это сохранение веры, преумножение даров Святого Духа, взаимные помощь, наставление и поощрение к добрым делам. Павел описывает прекрасный идеал. Этот идеал местами даже бывает близок к воплощению. Но часто церковь как большой иерархический институт подменяет веру в Христа верой в веру, вместо жизни по Евангелию больше требует соблюдения обрядовости, внешних форм, повторения правильных «формул», отличающих своих от чужих. В такой церкви души гибнут, потому что в ней слепые ведут за собой слепых. Это не церковь уже, а совет нечестивых и собрание развратителей, куда лучше не ходить. РПЦ в ее нынешнем воплощении - ( ... )

Reply

piotr_sakharov August 30 2015, 20:07:37 UTC
Я вовсе не об "альтернативе", а о спектре: от декларированного принятия другой религии - до просто отдаления от церкви.

Reply

piotr_sakharov August 30 2015, 20:14:10 UTC
Насчет "не церковь уже" - не могу согласиться. То же можно с равным успехом было сказать в какие-то исторические моменты и о РКЦ.
В РПЦ всё-таки немало достойных людей остается. Да даже если бы не оставалось - благодать и неповрежденное учение может передаваться вне зависимости от греховности духовенства (это согласно учению КЦ вообще-то).

Reply

arcady_cz August 30 2015, 21:02:57 UTC
На Католическую церковь мне труднее смотреть со стороны. Она слишком большая и слишком разная.

Насчет РПЦ вопрос в том, остаются ли в ней достойные люди благодаря или все же вопреки обстоятельствам. Мой опыт общения (конечно, неполный и разрозненный) подсказывает, что как раз вопреки, что такие люди выдавливаются на периферию церковной жизни, а все вполне явные пороки и язвы этой церкви несут со страданием и болью. Эти бессмысленные жертвы, как мне кажется. Все это как раз свидетельствует об отсутствии в РПЦ какой бы то ни было благодати. Если бы было верно обратное, то были бы видны плоды.

Насчет передачи учения, то тут, мне кажется, мы как раз вступаем на грань, когда вера в Бога и надежда на спасение превращается в веру в веру, в омертвевшие формулы. Но это отдельная тема, тут надо подумать, чтобы все корректно сформулировать.

Reply


triglochin August 30 2015, 17:59:50 UTC
у разных людей такие разные причины и действительно, как тут за себя поручиться.. С одной стороны, предсказано, что во многих охладет любовь (от умножения беззаконий, если я правильно понимаю эти слова), да и много другого сказано. Я для себя пока поняла, что не хочу никому ничего "рекламировать" и "доказывать" - это или дано, или нет, а вовсе не потому, что церковные люди лучше, добрее (это святые, разве что), правильнее и попадут в рай С другой стороны - "Господи! к кому нам идти?". Без порыва во что-то очень высокое, для меня лично это значит, что при всем том, что в церкви очень несовершенно, лучшего пока я не видела (в мире много привлекательного, но "все не то") Не исключаю, правда, что в церкви можно также и прятаться, и разводить в голове своих "тараканов", так то иному человеку может быть полезно и отойти, начать искать заново... (впрочем это, должно быть, ко всем относится ( ... )

Reply

traverse August 30 2015, 18:16:51 UTC
Хотела бы согласиться. Я в свое время поймала себя на том, что хожу в церковь теперь (что теперь бывает очень неравномерно, то каждую неделю, то... не каждую :)) просто потому, что хочу, чтобы вот на этом месте она была. Была церковь, а не, например, торговый центр или в том же здании квартиры класса люкс. Ну и ничем, кроме собственного физического присутствия, мы этого обеспечить не можем. Церковь несовершенна, но у меня достаточно богатое воображение, чтобы представить себе целый спектр альтернатив гораздо хуже нее.

Reply

amarezza August 30 2015, 18:42:48 UTC
Вот это, кстати, очень понятный и близкий мне ход мысли. Я сразу "Кожу для барабана" вспомнила, до сих пор, кстати, одна из любимых моих книг.

Reply

traverse August 30 2015, 19:52:47 UTC
Ну, я также считаю, что в христианстве лучше всех прочих раскрыта тема страдания, зла и спасения (независимо от сказочных вариаций на тему, которым приходится подвергаться), но само по себе доктринальное согласие на хлеб не намажешь. :)

Книгу не читала, стоит?

Reply


sergeysabsay September 11 2015, 00:46:04 UTC
В тот же день :) писал в ФБ:

В Церкви может привлекать очень многое. Совершенно особая эстетика, вырабатывавшаяся веками и сохранившая следы ушедших эпох; особый строй жизни, в первую очередь литургической; люди - интересные, умные, необычные...
Но если всем этим очаровываться, наступит разочарование - раньше или позже, но неизбежно. Кто-то уйдёт совсем, кто-то уйдёт во "внутреннюю эмиграцию", которая будет напоминать ролевые игры с обсуждением фасонов облачений и т. п., или в раскол...
На самом деле всё это - эстетика, литургика, праздники, люди - в Церкви не главное. Главное - Присутствие, которое одно животворит всё перечисленное. Если его не искать, не видеть - существование в Церкви будет ролевой игрой, а не жизнью.

Reply

piotr_sakharov September 11 2015, 11:26:48 UTC
Однако некоторые из ушедших, ссылаясь на свой личный духовный опыт, утверждают, что Присутствия им сполна хватает и без Евхаристии, двоих или троих собравшихся и т.п. И оспорить эту аргументацию невозможно.

Reply

sergeysabsay September 11 2015, 12:02:49 UTC
Оспорить возможно: вне Церкви нет Евхаристии. Но, возможно, не стоит - если не имеют нужды в Евхаристии.

Reply

amarezza September 11 2015, 12:16:00 UTC
Евхаристии нет, но Присутствие есть.
Как только человек в этом убеждается, мотивация играть в разнообразные социальные игры, характерные для большого скопления людей, падает очень существенно, иногда до нуля.

Reply


tsvety December 14 2015, 23:27:59 UTC
Не так уж и мало осталось.

Reply

piotr_sakharov December 14 2015, 23:32:56 UTC
Да, и всё же изрядно поредели наши прежние ряды. (ой, сам не заметил, как аллитерация получилась)

Reply


Leave a comment

Up