Третьего дня в Байройте был тот самый "Тристан", на которого мне
так и не удалось купить билет.
Впрочем, еще несколькими днями ранее мне удалось познакомиться с этой постановкой. Дело в том, что 7 августа один из немецких телеканалов давал прямую трансляцию, и почти сразу какой-то добрый человек выложил запись трансляции на Ютьюбе (весьма признателен
maultasch_a и
reznikers1 за наводку). Спешу и я поделиться, пока она там еще есть:
Click to view
Признаюсь, сам я пока целиком не посмотрел. Как-нибудь, когда найдется возможность и время, так чтобы подряд полностью, не отрываясь, тогда и посмотрю. Пока же я ограничился отдельными фрагментами - как крупными, так и короткими, но сознательно исключив самое начало и самое окончание. А потому, не имея представления обо всём спектакле в целом, я не считаю для себя возможным выносить какие-то суждения о постановке.
Что до фрагментарных впечатлений, то в чем-то мне увиденное и услышанное понравилось, в чем-то - совсем нет. Местами очень красиво, но рядом с какой-то прямо-таки латуровской или вермееровской живописью может появляться что-нибудь откровенно гадкое или буффонное (хотя в этом как раз может быть своя логика).
По увиденным фрагментам больше понравилось 1-е действие. Вся сцена выяснения отношений вплоть до испития (вернее - вместоиспития, поскольку испития как такового там не происходит), на мой взгляд, сделана великолепно (от 52:00 до 73:30). Небезынтересное режиссерское решение War Morold dir so wert (60:30 и д.). А вот элементы фарса во 2-м акте и жутики в 3-м мне уже мешали.
В музыкальном отношении понравилось почти всё. В общем-то все исполнители на должном уровне. Великолепен Стивен Гульд в партии Тристана. Херлициус в партии Изольды, хоть и небезупречна, но мне очень понравилась. Да, в громких местах иногда срывается на крик, но в любом случае это было значительно лучше, чем
когда я слушал ее в Эссене. И играет она, на мой взгляд, замечательно. Здесь, как и в Эссене, ее Изольда доставляет мне удовольствие чисто зрительно - даже обильная испарина не портит.
Кстати уж, раз зашла об этом речь. Насколько можно видеть даже по тем артистам на сцене, которые не поют или поют совсем мало, температурно-влажностный режим в театре во время этого спектакля был приближен к эстремальному. И это в дополнение ко всей той колоссальной физической нагрузке, которая ложится на исполнителей основных партий, как, впрочем, и на оркестрантов в яме, не говоря уж о дирижере. "Гвозди бы делать из этих людей". Неужели, при том что Байройтский фестиваль не очень-то низкобюджетное мероприятие, так уж трудно как-то технически решить эту проблему и не вынуждать без того героических исполнителей к никому не нужному экстриму?
* * *
На Universa Laus, которая в этом году (как раз прямо сейчас) проходит в Баварии и с которой я планировал совместить посещение Байройтского фестиваля, я тоже не поехал. Потому что денег мало, да и зверей (это на них как раз бОльшая часть денег и уходит) надо было бы кому-то в это время пасти вместо меня. Так что этим летом я без особых душевных терзаний предпочел "научному туризму" отдых на море с дочерью и внуком.