К широкой масленице и д.

Mar 05, 2008 21:34


Бедственному младенческому началу жизни следуют приключения, нападающие на здравие человеческое в прочем оныя течении. И, во-первых, невоздержание и неосторожность с уставленными обыкновениями, особливо у нас в России вкоренившимися и имеющими вид некоторой святости. Паче других времен пожирают у нас масленица и св[ятая] неделя великое множество ( Read more... )

церковная история, Церковь, околоцерковное, времена церковные

Leave a comment

piotr_sakharov March 7 2008, 13:30:39 UTC
Насчет блинов - у меня нет этой ассоциации.
А вот в том, что касается пасхальных яств на Страстной - тут действительно проблема.
Меня, кстати, всегда удивляло, когда вроде бы носители традиции говорили, что куличи "положено" печь в Вел. Четверг. Даже чисто практически при наиболее обычном расположении служб (утром - Литургия Вел. Четверга, вечером - 12 Евангелий) между ними - даже если оставить в стороне вопрос о физических силах - невозможно втиснуть нормальное приготовление кулича: это либо кулич будет совсем халтурный, либо какая-то из служб пропущена или посещена не целиком. Синхронное приготовление одновременно с куличами творожной пасхи и пасхальных яиц для одного человека в принципе невозможно. Ежели "принято" всё то же делать, как Вы говорите, в Страстную Пятницу, то в общем-то хрен редьки не слаще: там тоже при обычным расположении основных служб промежутки сравнительно невелики (разве что с самого раннего утра начать готовку и пропустить Великие Часы, которые не пользуются особой популярностью). Но важнее, конечно, не практическая трудновыполнимость, а совмещение тех дней, которые требуют наибольшей молитвенной и просто медитационной сосредоточенности, с напряженной бытовухой, пусть и предпраздничной.

Сам я, признаться, придаю очень важное значение и последним дням Страстной, и, с другой стороны, традиционным пасхальным брашнам. Я обычно с большой охотой их сам готовлю, и уже настолько для меня Пасха ассоциируется с запахом апельсиновой цедры, что порой я ловлю себя на вопросе: как же христиане праздновали Пасху до изобретения апельсина? (Это при том, что немалое число лет я встречал Пасху в среде тех традиций, где не токмо куличей не знают, но и пасхальная трапеза мало чем отличается от других, - и не могу пожаловаться на отсутствие ощущения подлинности Пасхи, но вот тем не менее...)

Со временем я положил для себя за правило печь куличи не позже Великой Среды (но всё равно бывало, что не успевалось, и делал это в ночь на пятницу, а то и на субботу). Творожная пасха обычно распределяется на несколько этапов, часть которых приходится на последние дни Страсной, но они непродолжительны и менее обременительны. То же с яйцами, с которыми я предпочитаю не проводить никаких иных манипуляций, окромя варки в луковой шелухе.

В последние годы особенно остро я ощущаю, что Святая Суббота должна быть днем сугубого покоя. Ведь, помимо брашн и подготовки к празднику, очень хочется успеть до наступления Светлого Христова Воскресенья расквитаться со всякими делами. Но всего успеть всё равно невозможно, а день превращается в ненужную нервотрепку. Не могу сказать, что мне совсем уж стало удаваться делать Великую Субботу днем покоя и созерцания, но динамика вроде бы положительная.

Reply

(The comment has been removed)

piotr_sakharov March 7 2008, 14:51:52 UTC
Я тоже пек до Страстной иногда.
Настоящий кулич хранится очень долго. Мама одного моего друга забыла про кулич, хранившийся в кастрюле в холодном шкафу под окном. В начале июля только обнаружила. Он практически ничем не отличался. (Если кто-то усматривает в этом мистику, он был несвяченый).

Пасху я однажды сделал перед Вербным, чтобы взять с собой в Париж. Там я заложил ее в морозилку, а вынул в Святую Субботу. Никаких существенных отличий во вкусе не заметил.

Reply


Leave a comment

Up