Джованни Мария Росси

Sep 01, 2014 22:52

Это был один из лидеров литургической реформы на музыкальном поприще и один из патриархов современной итальянской церковной музыки. Сегодня ему исполнилось бы 85 лет. В феврале этого года было 10 лет со дня его кончины.



Отец Джованни Мария Росси, талантливейший композитор, органист и хормейстер, был священником в Болонье. Он принадлежал к монашескому ордену камиллианцев. Последнее обстоятельство может вызвать удивление, ведь служение камиллианцев традиционно сводится к помощи больным. Но всё дело в том, что он успешно занимался не только литургической музыкой, но еще и музыкотерапией, и был одним из заметных специалистов в этой области.

Мне посчастливилось познакомиться с ним в 2000 г. на конференции Universa Laus в Сустерберге (Голландия). Это был сухощавый старичок невысокого роста, при этом очень живой, с какой-то неиссякаемой энергией, неуемный весельчак, всегда открытый для общения. Помню, когда я спросил итальянских коллег, как мне к нему лучше обращаться ("падре Росси" или "падре Джованни Мария"), они мне ответили: просто "Джованни" и ничего больше. Более тесно мне удалось пообщаться с Джованни на Universa Laus 2002 г. в Вальпре под Лионом. Самые яркие впечатления остались именно от той встречи.

К сожалению, не так много материалов об этом замечательном человеке можно найти в сети, и они преимущественно на итальянском языке. Вот, в частности, небольшая статья о нем, откуда я и позаимствовал это фото.

Джованни сочинил немало произведений литургической музыки. Он экспериментировал в разных стилях. Среди его сочинений есть академические, рассчитанные на профессиональных исполнителей, но бОльшую часть его наследия составляют песнопения довольно простые (которые, однако, в большинстве их вряд ли назовешь банальными), предполагающие живое участие общины, и многие из них плотно вошли в репертуар итальянских приходов.

Я хотел бы выложить сегодня одно его простенькое песнопение, которое я очень люблю: "Come unico pane" ["Как единый хлеб"]. Его обычно поют на причащение или, еще лучше, сразу после причащения. У нас в этом году на Universa Laus в Лорето во время богослужений пелись многие из его песнопений. К сожалению, мне не удалось там хорошо записать ни одного из них. И это, которое мы пели на мессе в Лоретанской базилике, тоже не записалось хорошо. Поэтому выкладываю какое-то исполнение, которое мне удалось найти сети:

Come unico pane
(ссылка обновлена 1/09/19)
(Слова, которые сочинил сам Джованни, можно прочесть ТУТ).

А кроме того, я хочу поделиться одной записью из личных архивов. Качество записи довольно неважное, но всё же... Это я записывал на Universa Laus в Вальпре. Заключительное песнопение заключительного богослужения конференции 23 августа 2002 г. Оно скомбинировано из двух хоралов: вначале идет Псалом 150 ("Хвалите Бога во святых его…" - так что разные стихи псалма поются на разных языках) на музыку одного известного хорала XVII в., а за ним следует хорал "Аллилуия" Уильяма Бойса. Поют все участники Universa Laus, а аккомпанируют - на органе Джанфранко Йотти (органист собора в Реджо-Эмилии), на флейте его брат Паоло Йотти (литургист, гимнограф и священник епархии Реджо-Эмилии), а на рояле Джованни. Самое же интересное тут - совместная импровизация всех трех аккомпаниаторов, которая начинается сразу после окончания хорала Бойса (минуты за полторы до конца записи, примерно с 4:01).

Alleluia finalis UL 2002

universa laus, пастыри, музыка, Италия, liturgiques, canticum novum, ибо у Него все живы, литургическая музыка, память, Католическая Церковь, мемуарное, гимнография

Previous post Next post
Up