Мои чтения

Mar 31, 2014 23:49

Вот уже много лет я почти не читаю художественной литературы.

Как я дошел до такой жизни - это отдельный разговор. Но так уж сложилось: редко выпадает такой год, когда я прочитываю больше четырех крупных произведений художественной прозы. А из тех, которые всё же прочитываю, далеко не все для меня новые: куда больше люблю перечитывать что-то давно полюбившееся, чем браться за новое. Что до новинок в полном смысле слова (т.е. произведений, опубликованных совсем недавно), то даже и не помню, когда я в последний раз такие читал.

Говорю я об этом, разумеется, не как о достоинстве, а просто как о данности.

Впрочем, кое-что всё-таки поясню. Уже давно у меня исчезла привычка читать дома книги для эстетического удовольствия, и я пока так и не сумел ее возродить. Если какие-то книги читаю, то только для получения информации (научной и т.п.). Исключение составляет поэзия и мелкая проза, но это эпизодически и совсем понемногу. С другой стороны, если хочется почитать что-то для души, то предпочитаю делать это с книги, а не с экрана.

Поэтому в последнее время, если я что-то и читал, то в поездках. Обычно в дальнюю поездку я брал с собой какую-нибудь книжку, которую читал в самолете или в поезде. Иногда, если я не успевал дочитать, дочитывал дома по возвращении - и то не всякий раз (например, роман Умберто Эко "Баудолино", который я взял с собой в дорогу, когда я несколько лет назад ездил в Польшу, в пути я успел прочитать примерно до половины, а вернувшись домой понял, что дочитывать его мне и не хочется).

По практическим соображениям книжку обычно беру небольших размеров. Электронными средствами чтения не обзавожусь, во-первых, потому что предпочитаю чтение с бумаги, а во-вторых, из жадности.

Однако чуть более года назад у меня началась новая полоса. Я давно уже мечтал перечитать некоторые большие произведения русской классики. Я вообще-то периодически их перечитывал, но отдельными кусками, а вот так, чтобы от корки до корки, - не перечитывал с юности. И очень хотелось перечитать "Войну и мир". Но всё откладывал на потом.

Когда наступило 200-летие 1812 года, я решил, что в этом году уж обязательно надо мне будет перечитать "Войну и мир". Но вот уже 2012 год стал близиться к концу, а за "Войну и мир" я всё еще не принимался. И в самом конце года я к ней наконец-то приступил. Удобным случаем начать представилась мне поездка на Азорские острова: дорога длинная - вот я и взял с собой 1-й том "Войны и мира". По возвращении продолжил чтение, но исключительно в общественном транспорте. Так у меня вошло в привычку читать не только при дальних переездах и перелетах, но еще и в метро. Перекладывая из одного тома в другой билетик лиссабонского метро (он оказался очень удобен как закладка), к лету дочитал "Войну и мир". С молодости я считал ее одним из самых моих любимых литературных произведений, и новое прочтение не принесло разочарований. Правда, длинные историософские пассажи на сей раз воспринимались как несколько скучноватые (удивительно, что в юности я читал их с бОльшим удовольствием).

Дочитав "Войну и мир", я стал перечитывать "Анну Каренину", и она мне понравилась даже больше, чем в молодости. Многое, как и в "Войне и мире", воспринималось совершенно по-иному; что-то, остававшееся незамеченным в юные годы, выступало теперь на передний план.

"Воскресение" перечитывать пока не стал. Решил после "Анны Карениной" взяться за более мелкие произведения Льва Толстого. Перечитал "Крейцерову сонату", которая производила на меня довольно странное и тягостное впечатление в юности и такой же предстала вновь. Потом стал перечитывать близлежащие рассказы, в т.ч. "Отца Сергия" (а некоторые из них я, возможно, читал впервые; а если и не впервые, то не помнил этого). Затем взял том с ранними рассказами, почитал некоторые из них. А вот "Севастопольские рассказы" перечитывать не захотелось.

Насытившись Толстым, я стал думать, чтО бы еще из русской классики XIX в. мне поперечитывать. Взял "Петербургские повести" Гоголя. И очень рад был, что освежил их в памяти. Правда, ничего другого из Гоголя мне пока не захотелось перечитывать.

В начале марта, поняв, что мне нужна еще какая-нибудь относительно тонкая книга для метро, подумал было вернуться к Толстому и взять "Севастопольские рассказы", однако снова передумал. Но мне очень хотелось, чтобы это был непременно русский XIX век. И, оглядев те полки, где у меня стоит русская литература этого времени, я увидел книгу автора, которого, как я понял, я прежде никогда не читал: это был сборник избранной прозы декабриста Николая Бестужева. Читаю с огромным удовольствием.

Забавно, что 200-летие взятия русскими войсками Парижа (18/30.03.1814), пришлось у меня на чтение его повести "Русский в Париже в 1814", хотя я это никак не подгадывал.

Зелененький лиссабонский билетик по-прежнему служит закладкой.

о себе, литература

Previous post Next post
Up