Что-то обленился я совсем и всё никак не поделюсь моими рождественскими впечатлениями от Будапешта, в том числе литургическими.
Как я уже говорил, прежде мне не доводилось бывать на католических богослужениях Рождества Христова ни в одной другой стране, кроме России (и ни в одном другом городе, кроме Москвы). Первоначально я решил, что не пойду ни в какой статусный храм (напр., в кафедральный собор) или в куда-то, куда мне кто-нибудь особо порекомендует, а пойду в ближайший к дому приходской храм: при прочих равных, не возникнет проблема, на чем среди ночи добираться домой. Но тот район Пешта, в котором я жил (это почти в самом центре), когда-то был еврейским кварталом, и там нет ни одного старого храма. Правда, есть один сравнительно новый. Я залез на сайт этого прихода и по ряду признаков понял, что мне там скорей всего очень не понравится. Таким образом, когда отпал этот храм, ближайшим оказался кафедральный собор Будапешта -
базилика св. Иштвана. Точнее, он сокафедральный, потому что исторически Будапешт относится к Эстергомской архиепархии, а соответственно главная кафедра - базилика св. Адальберта в Эстергоме (она же - примациальный собор всей Венгрии). Вот на базилике св. Иштвана я и остановил свой выбор.
Зашел я туда на следующий день по приезде и увидел в расписании, что рождественскую ночую мессу в 0:00 будет служить примас Венгрии, архиепископ Эстергомский и Будапештский, кардинал
Петер Эрдё. Ну, подумал я, наверняка уж музыка и ars celebrandi будут на высоте. Справился, свободный ли вход на эту мессу и за сколько до начала лучше прийти, чтобы занять сидячее место. Сказали, что минут за 40. Я пришел за 55: в храме было еще сравнительно пусто, и я сумел сесть довольно близко к алтарю. Но действительно к 23:25 в базилике не оставалось уже ни одного свободного сидячего места, а проходы и боковые пространства продолжали заполняться, и к началу службы храм уже был плотно наполнен народом. В последние минуты перед началом я с интересом оглянулся на балкон над входом в храм, где находится орган и где предположительно должен располагаться и хор, и был несколько удивлен тем, что там не наблюдалось никакого скопления людей. Я подумал, что, быть может, хор у них располагается вблизи алтаря, как во многих храмах Западной Европы, или где-нибудь сбоку, или же я его не вижу, потому что он где-то в глубине балкона...
Зазвенел колокольчик. Заиграл орган. Появилась процессия служителей, замыкаемая кардиналом. Кантор (он же, как я понял, и играл на органе) довольно коротко спел в одиночку какую-то венгерскую колядку; ему почти никто из присутствовавших не подпевал. В таком же режиме была пропета Глория, в таком же и ответный псалом. Я окончательно убедился, что никакого хора на этой мессе не предусмотрено. Служба шла довольно быстро и ритмично, хотя никоим образом я не назвал бы ее небрежной; проповедь кардинала была возвышенной, но сравнительно короткой, и он даже кратко не поздравлял ни на каких иностранных языках ни на Литургии слова, ни в конце мессы, хотя среди присутствующих явно было большое число иностранцев - как-никак самый центр Будапешта в рождественские каникулы. Но отсутствие хорового и общего пения стало для меня полной неожиданностью. Представьте себе: огромная базилика, народу битком - и при всём том звучит только голос кантора, к которому лишь изредка еле слышно присоединяются отдельные слабые голоса молящихся. Да, много иностранцев, но, наверное, всё же больше половины народа в храме составляли венгры. Допустим, из них больше половины были "рождественские христиане", т.е. те, кто заходит в церковь раз в год - на Рождество. Понятно, что они не знают песнопений. Но практикующих католиков всё-таки тоже немало. Так вот все они, если изредка и подпевали, то исключительно себе под нос.
В конце службы, однако, они вдруг воспряли. Дело в том, что в конце воскресных и праздничных месс в Венгрии принято петь
венгерский государственный гимн, точнее -
первый и последний куплеты, обращенные к Богу (Боже, благослови мадьяра). Хороший, на мой взгляд, обычай, с учетом вполне молитвенного содержания этих строк. Да и музыкально этот написанный
Ф.Эркелем гимн очень красив - по мне так просто один из самых красивых госгимнов. Примечательно, что в советское время он сохранялся в том же статусе, но исполнялся без слов. В какой-то момент тогдашний венгерский лидер Янош Кадар обратился к Золтану Кодаю и Дьюле Ийешу как самым известным в то время в Венгрии композитору и поэту с просьбой написать новый государственный гимн, но те вежливо отказались.
Так вот, свой гимн мадьяры в конце мессы пели очень вдохновенно, мощно и слаженно. Разогревшись на нем, они после него столь же слаженно спели и венгерскую колядочку
Пастухи, пастухи радуются (Pásztorok, pásztorok örvendezve). А после этого - на выход - органист, казавшийся мне на протяжении всей службы весьма посредственным, сыграл большую и искуснейшую импровизацию на тему этой колядки, восполнив всю ущербность предшествующего музыкального наполнения мессы.
В общем несмотря на явную убогость и нелепость этой праздничной мессы, продлившейся всего 55 минут (1ч. 10 мин., если считать органную импровизацию), общее ощущение от нее у меня осталось очень радостное.
Поскольку большинство нормальных приходов не ограничивается в день Рождества одной лишь ночной мессой, не ограничились ею и мои литургические впечатления.
(Продолжение следует)