Еще одно хоровое произведение, снискавшее в последнее время заслуженную популярность в Католической Церкви франкоязычных стран, - Magnificat-хорал "святого Мартина" [Magnificat-Choral dit "de Saint Martin"], написанный французским церковным композитором и органистом (не путать с гонщиком!) Кристианом Вильнёвом [Christian Villeneuve] (1948-2001). Этот Magnificat называется "святого Мартина", потому что написан он был для Турской архиепархии, где особо чтится св. Мартин Турский.
Этот Magnificat (т.е. Песнь Богородицы: "Величит душа Моя Господа") предназначен для пения всем собранием и в общем-то довольно прост. Он имеет четкое строфическое деление, в каждой строфе повторяется одна и та же несложная мелодия. Важно, чтобы он исполнялся по принципу альтернации (проще говоря - чередования). В идеале чередоваться должны четырехголосный хор и собрание (поющее в унисон), по строфе попеременно; самая же первая строфа и заключительное троическое славословие поются в унисон хором и собранием вместе. Это в идеале (вы услышите именно такой вариант). Но при отсутствии четырехголосного хора допускаются (это оговорено автором) и более упрощенные варианты исполнения: одноголосный хор и собрание, солисты и собрание, две половины собрания, - однако остается условие, чтобы соблюдался принцип альтернации.
И об исполнении. Magnificat-хорал "святого Мартина" Вильнёва был записан мною на 22 августа 2002 г. на конференции международной ассоциации Universa Laus, проходившей в тот год в предместье Лиона, именуемом Вальпре (Valpré), в ассумпционистском монастыре. В одном из современных зданий, принадлежащих этому монастырю, - большой храм, с очень хорошим органом. В нем служилась месса участников конференции. Вот их голоса здесь и звучат. Это - регенты, органисты, церковные композиторы, включая весьма известных, поэты-гимнографы, литургисты и прочая, и прочая из разных стран мира. Эта месса шла под аккомпанемент органа и фортепиано. За органом была
Элен Дюгаль, титулярный органист кафедрального собора в Монреале, за роялем - Жан-Мишель Дьёэд, о котором я рассказывал
в предыдущей серии. Поясню также, что, если в партии органа вы слышите то, что предписано автором, то партия ф-но - чистая импровизация.
Записывал это я на минидиск, с самым что ни на есть примитивным микрофоном, так что техническое качество записи довольно паршивое.
Итак -
Christian Villeneuve - Magnificat-Choral dit "de Saint Martin".