В ходе отпуска, конечно же, я следил за текущими событиями. Сразу похвалю вас, вели вы себя хорошо, чрезмерно не баловались. Однако загадали мне странную загадку. Которую, надеюсь, я сумел разгадать.
В сети стали появляться фотографии стоящих на аэродромах российских самолётов, покрытых автомобильными шинами.
В отпуске много свободного времени, на то он и отпуск. И неспешно плавая в море, я размышлял, что бы это могло значить?
Украинские эксперты, а также
CNN с НАТО авторитетно утверждали, что покрышки призваны защитить российские самолёты от удара дронов.
«Мы считаем, что он предназначен для защиты от дронов», -
заявил CNN военный представитель НАТО. - «Мы не знаем, будет ли это иметь какой-либо эффект».
Появились пародийные
видео и злые карикатуры.
Большинство российских наблюдателей сходились во мнении, что министерство обороны с ума спрыгнуло. Я придерживался иной точки зрения, что спрыгивать там не с чего. Однако в данном случае мне кажется, что какое-то рациональное зерно в обкладывании самолётов автомобильными шинами всё-таки зерно имеется. Выскажу со своего дивана малоавторитетное, но посильно обоснованное суждение о данном необъяснимом феномене.
+ + +
Наиболее распространённая версия, которая приходит в голову публике, будто шинами Минобороны защищает самолёты от ударов дронов. Ну, в такую чушь, что шины могут защитить самолёт от взрыва и осколков, даже Шойгу не поверит.
Поразмыслив над увиденным, я пришёл к умозаключению, которое мне кажется наиболее правдоподобным. Автомобильными шинами маскируют самолёты от радаров. Каких радаров? Понятно каких, американских.
Как вы должно быть догадываетесь, США своими разведывательными спутниками постоянно сканируют Землю, и территорию РФ в частности. Собственно, целеуказание для ударов по российским аэродромам ВСУ получают от американцев. Если скрыть местоположение самолётов, то атаковать их украинскими дронами станет затруднительно. Теми дронами, которые летят в заданную точку по спутниковой навигации.
Можете полюбопытствовать, какие имеются
военные космические спутники США.
… Радиолокационная разведка ISR проводится в широком диапазоне при длинах волн от 1 мм до 1 м и соответствующих им частотах от 0,3 до 300 ГГц.
Спутниковая радиолокация в диапазоне L (длина волны 15,0-30,0 см) обеспечивает сильные отражённые сигналы, главным образом от более крупных объектов земной поверхности, частичное проникновение радиоволн сквозь снежный и растительный покровы и, при определённых условиях, через песок и почву. Более короткие волны, используемые в диапазонах C (3,8-7,5 см) и X (2,4-3,8 см), позволяют выявить границы малых объектов местности, кроме того, излучение в этих диапазонах имеет тенденцию более сильно отражаться от растительного и снежного покровов, а также от почвы. Именно разработки космических военных радаров сделали возможным проникновение в землю на расстояние до нескольких десятков метров за счёт использования новых частотных диапазонов (без учёта естественных ограничений, таких как, влажность грунта, плотность, и др.).
Военные радиолокационные КА достигли разрешения пятна на поверхности Земли 10 х 10 см и коммерческие КА приближаются к этому значению (
ICEYE).
Нас интересуют разведывательные спутники, несущие радиолокаторы с так называемой синтезированной апертурой. Они позволяют получать радиолокационные изображения поверхности с достаточно высоким разрешением до 10 см. Оптическое разрешение существенно выше, однако оптические средства не способны видеть сквозь облачность и зависят от освещённости. Радиолокаторы могут вести наблюдения в любое время суток при любой погоде.
11 августа 2019. - Финская компания
ICEYE, создающая группировку спутников для проведения радиолокационной съёмки поверхности Земли, сообщила, что смогла достичь разрешения фотографий с точностью детализации менее 1 метра. По словам соучредителя ICEYE и директора по стратегии развития Пекки Лаурилы (Pekka Laurila), с момента своего основания в 2015 году ICEYE привлекла около 65 миллионов долларов инвестиций, расширилась до 120 сотрудников и совсем недавно запустила три спутника размером с небольшой холодильник на низкую околоземную орбиту.
Сделанный спутником ICEYE радиолокационный снимок нефтехранилища
недалеко от Порт-Харкорта, Нигерия
17 декабря 2020. - Компания из США начала предоставлять коммерческие услуги по радарной съёмке земной поверхности из космоса в разрешении 50х50 сантиметров на пиксель. Это наилучший показатель из доступных на рынке, а сами изображения формируются таким образом, чтобы с ними мог работать даже непрофессионал.
Изображения, которые получают клиенты компании, монохромные. Их создают методом радиолокационного синтезирования апертуры (synthetic-aperture radar, SAR) сантиметрового диапазона (X-band). Следовательно, снимки можно получать вне зависимости от времени суток и погодных условий. А что самое главное, теоретически реально увидеть даже то, что происходит за некоторыми преградами для видимого света. Например, под тканевыми тентами, шатрами или тонкими пластиковыми либо деревянными покрытиями.
Ранее на рынке спутниковой съёмки безраздельно правили провайдеры оптических снимков в различных диапазонах. Однако у них есть несколько существенных и очевидных недостатков - зависимость от погодных условий и освещённости поверхности планеты. Радиолокационное дистанционное зондирование Земли обычно требует квалифицированных специалистов для расшифровки снимков. Это обусловлено разрешением и особенностями работы радаров. Поэтому до недавнего времени SAR-зондирование Земли не было широко доступно коммерческим клиентам и заказывалось, в основном, государственными подрядчиками и научными учреждениями.
В частности, получить детализацию на уровне менее 50 сантиметров на пиксель - для современных спутниковых радаров не проблема. Однако это будет разрешение только по одной из осей, значит, пиксель получается не квадратный. По второй оси нередко разрешение составляет и целый метр (например, 100х25 сантиметров - один из лучших результатов на рынке сейчас). К этому добавляются различные особенности отражения радиоволн от разных объектов. В итоге картинка для неподготовленного человека может выглядеть совершенно непонятной.
Ноу-хау Capella Space как раз состоит в финальной обработке снимков. Для клиентов они формируются так, будто это оптические изображения. Перепады яркости из-за особенностей материалов наблюдаемых конструкций и прочие нюансы нормализуются. Получается кадр, максимально похожий на «обычный» спутниковый снимок, но на котором видно больше деталей, чем обычно.
… разрешение 50х50 сантиметров на пиксель - это качество картинки для коммерческих клиентов, ограниченное американским законодательством. Для государственных структур Capella может предоставлять и вдвое более чёткие снимки (25х25 сантиметров на пиксель). Глава стартапа Паям Баназадеш (Payam Banazadeh) надеется, что регуляторные органы в ближайшем будущем снимут ограничения.
Списанные самолёты авиакомпании American Airlines McDonnell Douglas MD-80 и Airbus A300-600R
в Международном воздушном центре Розуэлл, штат Нью-Мексико / ©Capella Space
Разрушенный аэропорт Аксум в Эфиопии, на ВПП видны траншеи,
выкопанные бойцами Народного фронта освобождения Тыграй / ©Capella Space
Вот примерно так выглядит радиолокационное изображение. Возможно обнаружить и распознать самолёт, танк и много чего ещё интересного.
Имейте в виду, что в сеит публикуют рекламные гламурные картинки. Коммерческие радиолокационные спутники как правило низкоорбитальные, уступают военным космическим аппаратам в мощности радаров, разрешении и размере наблюдаемой области.
Да, а причём же здесь шины? Должно быть шины маскируют объект от радиолокатора, поглощают и не отражают радиолокационный сигнал. Насколько эффективно, не ведаю.
Появилось косвенное подтверждение данной версии. Над самолётами устанавливают разреженные металлические укрытия.
Как видите, по бокам металлическая решётка, сверху натянуты металлические тросы. Такая конструкция должна экранировать самолёт от облучения радиолокаторами из космоса. Можно и маскировочную сеть натянуть.
Должно быть спутниковый радар не сможет определить, что находится под укрытием. Однако само укрытие он распознать сможет, и соответственно дать целеуказание. Отсюда понятно, что таких маскировочных укрытий должно быть много больше, чем самолётов на стоянке.
Напрашивается вопрос, главнокомандующий Путин и минобороны вроде бы готовились отражать НАТО. Почему же они не позаботились об укрытии для самолётов? Как показал опыт, российские самолёты на аэродромах довольно легко уничтожают украинские дроны, чего уж о НАТО говорить. О чём там себе думали премудрые Шойгу, Герасимов и начальники ВКС РФ? … Ответ доведёт до статьи о дискредитации армии, так что прекратим дозволенные речи.