Выкрест наоборот или Пинхас Воронежский

Oct 10, 2013 16:02



В Повести временных лет сказано: Когда услышали это жиды хазарские, [то] пришли они, говоря: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый веры своей. Христиане же веруют [в того], что его мы распяли, а мы веруем в единого бога Авраама, Исаака, Иакова». И спросил Владимир: «Каков есть закон ваш?» Они же сказали: «Обрезаться, и свинину не есть, ни зайчатины, субботы придерживаться». Он тогда спросил: «То где есть земля ваша?» И они сказали: «В Иерусалиме». Он же спросил: «Там ли она есть нынче?» И они сказали: «Разгневался бог на предков наших, и расточил нас по землям за грехи наши, и отдана была земля наша христианам». Владимир тогда молвил: «То как вы других учите, когда вы сами отброшены богом? Если бы бог любил вас, то не были бы вы разбросаны по чужим землям. Замышляете ли вы, чтобы и нам такую беду принять?»

Но не бросил Бог воронежских богатырей с русскими фамилиями, а снабдил их израильскими паспортами и вернул на Землю обертованную, доказав, что иудаизм для славян в исторической перспективе отнюдь не тупиковый и бессмысленный вариант.




Бецалель Шиф, руководитель общественного Центра еврейской интеллигенции, занимающийся, среди прочего, издательской и просветительской деятельностью, на вопрос «Что нового?» неожиданно рассказал о жизни в Израиле «русских иудеев» - так в царские времена называли исповедовавших иудаизм жителей нескольких деревень в центральной части России. Исконные славяне, они приняли еврейскую веру где-то на рубеже XVII-XVIII вв. и пронесли ее через все выпавшие на их долю неимоверные испытания, ни на йоту не отступившись от своей веры перед разного рода притеснителями.

От Романовых до Сталина

Дожив до наших времен в традиционном виде, бородатые жители этих «еврейских» воронежских сел со славянскими лицами, русскими фамилиями и израильскими именами завершили исторический путь, как и другие советские евреи, на Земле обетованной, куда, между прочим, стали перебираться еще в начале XX столетия, со второй волной репатриации из России. Отпрыски российских крестьянских семейств участвовали здесь в становлении новой еврейской аристократии, закладывали основы самообороны, военного дела, сельского хозяйства, становились первыми офицерами молодой израильской армии, дорастая порой до генеральских чинов.

Но Цалик - так нашего информатора зовут все его знакомцы без исключения - рассказал о сегодняшнем дне этой уникальной общины, жизнь которой неведома даже профессиональным историкам и этнографам. Много ли знаем об этой общине, еще не так давно обитавшей под опекой сельских райкомов Воронежской области, мы с вами? Совсем немного.

Впрочем, большим и малым райкомам советских времен воронежские колхозники-евреи особо не мешали. В еврейской жизни тех лет, с ее диссидентскими кружками и классами по изучению иврита, они не участвовали, на глаза начальству не лезли. С основной еврейской массой воронежские евреи вошли в тесный контакт тогда, когда в самом конце перестройки эта масса двинулась в Израиль. Наши воронежские единоверцы прибыли сюда, поразив своим видом и историей чиновников Еврейского агентства, Министерства внутренних дел и прочего местного чиновничества.

Свой «квартал»

В 1950-е гг. многие представители Ильинской ветви российского еврейства (так по названию родового села стали называть этих необычных репатриантов эксперты) поселились в Бейт-Шемеше. Большинство бывших российских иудеев за минувшие два десятка лет приняли на новой родине типично городской образ жизни, овладев самыми ходовыми здесь профессиями, большей частью рабочими. Всё это Цалик рассказал в виде прелюдии к главному сообщению - о событии, в котором он принимал участие и о котором, по его мнению, неплохо бы знать всей «русской улице», где у русских евреев есть свой приметный квартал.

Так вот, важным событием этого квартала стала состоявшаяся недавно церемония, посвященная памяти скончавшегося за 30 дней до этого старейшего представителя общины, 99-летнего Пинхаса Гриднева. Покойный Пинхас, всего несколько месяцев не доживший до своего столетия, прочно остался в памяти и своего многочисленного рода, и множества других гостей-земляков, собравшихся помянуть старейшину общины.

Какими судьбами оказался среди гостей наш собеседник? В ответ последовал рассказ о воронежском раввине, который в начале прошлого века по собственному почину стал духовным наставником еврейских обитателей этой русской глубинки. Потомки тех воронежских крестьян иудейской веры и собрались теперь под Иерусалимом, чтобы помянуть последнего, кто был знаком и с тем раввином, и с его внуком, случайно оказавшимся… моим сегодняшним собеседником. Какова связь племен и времен, а?

Сегодня, по словам Цалика Шифа, почти ничто не отличает бывших воронежских крестьян иудейского вероисповедания от среднестатистических израильских граждан, имеющих советские, российские корни. Живая и чистая русская речь у старшего поколения, приличный иврит у внуков и правнуков. Молодежи на церемонии было много. Как и их предшественники, ребята эти в израильскую армию идут в охотку и становятся прекрасными солдатами и офицерами ЦАХАЛа. Об их мужестве и стойкости ходят, можно сказать, легенды. Из застольных разговоров мой собеседник запомнил одну давнюю историю, которая, по его словам, даже засвидетельствована особым документом.

Перед революцией какой-то неумеренный борец за веру, царя и отечество пристал, как с ножом к горлу, к одному русско-еврейскому семейству с требованием принять православие. Иначе, мол, сгною. По совету одного из раввинов (похоже, того самого) решено было подчиниться, вернее, сделать вид, что подчинились. Но когда дело дошло до крещения, самый младший из проходивших обряд иудеев закричал из глубин специально припасенной для крещения бочки проводившему обряд попу: «Я был и остаюсь евреем, понял?!» И прибавил несколько крепких и не вполне церковных эпитетов, вызвавших оторопь у батюшки. Не ждал он такого от «православного иудея».

Впрочем, эта выходка особых последствий для «крещеного» семейства и его непокорного отрока не возымела. А когда пришли Советы, семейство сумело убедить его местных представителей, что крещение было насильственным и потому недействительным. На что и получило соответствующее свидетельство с печатью. Теперь оно хранится в израильском архиве и служит еще одним свидетельством духовной крепости русских иудеев.

Настоящие евреи

Выросший в хлебосольной Центральной Азии наш «источник» был, по его словам, поражен обилием и вкусом подававшихся к столу блюд, вобравших рецепты как традиционно русской крестьянской кухни, так и современной еврейской кухни. Тут тебе и борщ с рассольником, и ржаной хлеб домашней выпечки и, конечно же, напитки. Потомки воронежских хлебопашцев, оказывается, вовсе не разучились пить водку, что и продемонстрировали в тот вечер.

- Короче говоря, настоящие русские евреи, более настоящих и более русских не бывает, - резюмировал мой собеседник.

Между прочим, некоторое время назад кое-кто в Израиле попытался усомниться в принадлежности этой общины к еврейству, а особенно в том пути, по которому они пришли к иудейской вере: «Какие же это евреи? Вы только посмотрите на их лица - это же настоящие русские крестьяне, выкресты наоборот…»

Представители общины пошли после таких заявлений к религиозным авторитетам: чего вы, мол, от нас хотите? Мы что, должны повернуть время вспять и пройти путь из славян в евреи заново? Там их успокоили: ничего подобного от вас и не требуется. Живите, как живете, как живут прочие евреи. Тем более что вы являетесь ими уже две-три сотни лет. И слава Богу!

Александр ПРИЛУЦКИЙ. «Еврейская газета N 10, 2013 г.»

Израиль, иудеи, славяне

Previous post Next post
Up