Закон нарушается законно

Jul 19, 2013 14:03

Еще Аденауэр позволил США шпионить за немцами
Откровения бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности США (АНБ) Эдварда Сноудена о тотальной слежке за гражданами, политиками и фирмами иностранных государств, в том числе ФРГ, вызвали у германских властей куда менее активную реакцию, чем можно было бы ожидать. Пресс-секретарь канцлера пробубнил о недопустимости «слежки за друзьями», глава МВД пообещал отправиться на расспросы в США, а шеф Ведомства по защите Конституции заявил, что узнал о массовых прослушках только из СМИ. То, как это говорится и насколько говорящие избегают углубляться в тему, дает основания усомниться в правдивости их заявлений.


Конрад Аденауер
«Под одним одеялом»
Подобные сомнения выразил и бывший шеф австрийской контрразведки Герт Рене Полли. Он признался Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung, что о ставшей причиной нынешнего скандала программе шпионажа Prism ему было известно давно (хотя и под другим названием). Утверждения своих германских коллег об их полном неведении Полли назвал «неестественными и противоречащими здравому смыслу».

Одновременно с этим заявлением еженедельник Spiegel опубликовал интервью со Сноуденом, которое тот дал незадолго до появления его первого разоблачения. По утверждению Сноудена, сотрудники АНБ «находятся под одним одеялом с немцами, как и со спецслужбами большинства западных стран». При этом он отметил, что работа АНБ в Европе построена таким образом, чтобы политические лидеры европейских стран могли отмежеваться от работы своих спецслужб в случае возникновения скандала, вызванного утечкой информации о том, «насколько серьезно они нарушают принцип неприкосновенности персональных данных».

Журналисты Spiegel утверждают, что, несмотря на противоположные заявления германских спецслужб и политиков, Федеральная разведывательная служба (BND) куда более тесно сотрудничает с АНБ, чем это известно общественности. В частности, американцы передали BND программное обеспечение для анализа иностранных потоков данных, проходящих через ФРГ. Глава BND Герхард Шиндлер подтвердил парламентской комиссии по контролю над деятельностью спецслужб (PKG), что его ведомство сотрудничает с АНБ. Причем, как выясняется, сотрудничество это началось не вчера. Бывший депутат Бундестага от СДПГ Клаус Арндт, многие годы входивший в состав PKG, подтвердил журналу Spiegel, что договоры о подобной кооперации были заключены много лет назад. Еще до наступления эры Интернета в штаб-квартиру BND в Пуллахе грузовиками везли пленки с записями телефонных разговоров, которыми американские разведчики делились со своими германскими коллегами.

Новые времена требуют новых инструментов, поэтому, как утверждает Spiegel, американская армия сооружает в Висбадене опорный пункт, который будет использоваться в том числе и АНБ. А в самих США, в штате Юта, строится гигантский вычислительный центр, куда должны стекаться перехваченные компьютерные данные со всего мира и где они будут подвергаться анализу.

После этих заявлений сложно поверить в полную неинформированность канцлера, ее министров и руководителей спецслужб. Однако столь же сложно всерьез относиться к критике, звучащей из уст социал-демократов и «зеленых». Если, как они утверждают, нынешнему правительству было известно о масштабе слежки, то о нём также не могли не знать канцлер Герхард Шрёдер и отвечавший в его правительстве за координацию работы спецслужб нынешний глава парламентской фракции СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер.

Германия под наблюдением

Но даже если предположить подобную неинформированность властей предержащих, это оправдание перестает действовать самое позднее в 2012 г., когда франкфуртский историк Йозеф Фошепот опубликовал книгу «Германия под наблюдением», в которой документально подтвердил наличие договоров, дающих иностранным спецслужбам возможность шпионить за гражданами ФРГ.

До 1968 г. ст. 10 Основного закона ФРГ предусматривала неприкосновенность тайны приватной почты и телефонных разговоров, а также устанавливала, что ограничения этой неприкосновенности могут быть введены лишь на основании закона. Но и тогда западные оккупационные власти с согласия правительства ФРГ осуществляли перлюстрацию почты и прослушивание телефонных разговоров. Делать это они начали в 1945 г., опираясь на свои права победителей. Правда, вначале это носило периодический характер. Но в 1950 г. по требованию британского Верховного комиссара канцлер Аденауэр дал указание расширить проверку почты - якобы для противодействия советской пропаганде.

В 1955 г., после подписания соответствующего договора, ФРГ получила от западных оккупационных властей ограниченный государственный суверенитет. Одновременно Аденауэру в секретном послании было сообщено о том, что практика сбора информации на территории ФРГ продолжится, поскольку это необходимо для обеспечения безопасности размещенных в ФРГ войск союзников. Сразу же вслед за этим США стали активно развивать сеть отслеживания массовых коммуникаций в ФРГ.

В 1961 г. Германия подписала действующее и ныне дополнительное соглашение к Положению о войсках НАТО, наделившее американцев правом самостоятельно собирать информацию на территории ФРГ.

В 1968 г. был принят тот самый закон, которым, согласно ст. 10 Конституции, может быть ограничено право граждан на тайну частных коммуникаций. Так называемый закон G-10 позволяет спецслужбам вскрывать почту граждан или контролировать их электронные коммуникации при наличии письменного разрешения федерального или земельного МВД (обоснованность выдачи разрешений контролирует специальная парламентская комиссия). Одновременно в законодательстве появились положения о том, что спецслужбы не обязаны информировать гражданина об отслеживании его коммуникаций, а у гражданина, ставшего предметом интереса спецслужб, отсутствует право оспорить их действия в суде.

В вербальной ноте, которой США были проинформированы о принятии закона G-10, подтверждалось действие обещания, данного Аденауэром в 1954 г.: в случае необходимости каждый командующий оккупационных войск вправе осуществлять соответствующие «защитные мероприятия». Достаточно расплывчатая формулировка позволила, в частности, американцам вплоть до 2004 г. инсталлировать в Германии системы шпионажа Echelon. Обязательство Аденауэра не отозвано до сих пор.

Одновременно с внесением изменений в Конституцию правительство канцлера Курта Георга Кизингера заключило с американцами секретное соглашение, в соответствии с которым германские спецслужбы стали, по сути, подручными американских: они поставляли «старшему брату» информацию и обеспечивали его соответствующей инфраструктурой. Это соглашение, как недавно подтвердило правительство ФРГ, по-прежнему действует. Правда, как утверждают чиновники, оно уже не имеет практического значения, поскольку после объединения Германии никаких запросов со ссылкой на этот документ не поступало.

Цена обещания

Между тем, нынешний скандал с американскими прослушками - вовсе не первый. В 1999 г. общественное негодование было не менее сильным, чем сейчас, и завершилось тем, что руководство АНБ подписало обязательство не прослушивать граждан ФРГ. Тогда в центре скандала оказалась размещавшаяся в баварском Бад-Айблинге станция Big Air - часть системы Echelon. Произошло это после того как появились сведения, что станция якобы используется американцами в том числе и для промышленного шпионажа. Тогдашний шеф АНБ Майкл Хайден вынужден был посетить Берлин и заверить Ведомство федерального канцлера в том, что деятельность Big Air «не противоречит ни германским интересам, ни германским законам». Одновременно он пообещал, что полученная спецслужбами информация не будет передана американским концернам. Позже, при канцлере Шрёдере, Хайден позволил руководителям германских спецслужб и ряду депутатов Бундестага посетить Big Air. Сегодня эксплуатацию комплекса в Бад-Айблинге осуществляет BND, которая, по ее заверению, следит за тем, чтобы американцы не занимались прослушкой германских коммуникационных линий. Непонятно, как это согласуется с тем, о чём поведал миру Эдвард Сноуден. Ясно лишь одно: наивен тот, кто верит обещаниям спецслужб, существующих именно для того, чтобы нарушать законы иностранных государств. Еще более наивен тот, кто в международных отношениях уповает на дружбу. Слова британского премьера Пальмерстона о том, что у государств не бывает вечных союзников и вечных врагов, а есть лишь неизменные собственные интересы, ничуть не утратили свою актуальность.

Пока не коснулось лично

Интересно, что у жителей ФРГ нет четкого отношения к американским прослушкам и к поступку Эдварда Сноудена. Хотя репрезентативный социологический опрос показал, что его действия, пусть даже нарушающие законы США, поддерживает 61% респондентов, но в то же время 40% опрошенных считают правильным попытку государства контролировать Интернет в целях обеспечения безопасности граждан. Доли тех, кто считает реакцию на скандал правительства ФРГ достаточной и недостаточной, почти равны - 43 и 42% соответственно.

Позволю себе предположить, что подобная индифферентность сохранится лишь до тех пор, пока тот или иной гражданин сам не станет предметом интереса спецслужб. Экс-канцлер Гельмут Коль часто рассказывал историю о том, как после падения Берлинской стены предприимчивые офицеры Штази продали своим западногерманским коллегам ленты с записями телефонных разговоров ведущих политиков и высших чиновников ФРГ. Когда руководство BND ознакомило Коля с выдержками из этих записей, канцлер пришел в негодование от того, каким всеобъемлющим был объем добытой разведкой информации, касавшейся как политики и околополитических интриг, так и личной жизни известных персон. Перепуганный Коль настоял на правительственном решении об уничтожении архива, которое было исполнено в марте 1990 г. Когда же впоследствии выяснилось, что существуют копии расшифровок некоторых бесед, тогдашний глава МВД Вольфганг Шойбле лично воспрепятствовал их публикации, а вслед за тем Бундестаг принял закон, устанрвивший уголовную ответственность за подобные публикации.

Михаил ГОЛЬДБЕРГ

БНД, НАТО, шпионаж, Европа Экпресс, Германия, Сноуден, прослушка

Previous post Next post
Up