Их ответ Путину

Aug 16, 2012 11:07

Музыкант Андрей Макаревич, написавший Владимиру Путину открытое письмо о «зашкаливающей» коррупции в стране, так и не дождался ответа по существу, получив от главного гаранта безопасности российских коррупционеров лишь издевательскую отписку о том, что брать и давать взятки - нехорошо, а открытые письма по этому поводу нужно писать не только президенту, но и бизнесменам: раз чиновники и политики взятки берут, значит, бизнесмены им эти взятки дают.

Пока не сообщается, продолжил ли Андрей Вадимович свой эпистолярный обмен мнениями с Владимиром Владимировичем, однако за него Путину ответили другие.

Что касается общефилософского замечания нацлидера о том, что взяточников без взяткодателей не бывает, то тут, пожалуй, не скажешь лучше журналиста Матвея Ганопольского: «Дело в том, что любой гражданин страны может сказать, что взятка - это нехорошо, и не надо ее давать. А берущим - не надо брать. Но зачем тогда стране нужен президент?»

Что же касается президентской переадресовки вопроса о первопричине коррупции представителям бизнеса, то, по стечению обстоятельств, Путин в тот же день получил два «ответа». К сожалению, оба из-за рубежа.

В Германии руководители 35 ведущих концернов, включая такие гиганты, как Deutsche Bank, Siemens, Daimler, EON, Bayer, обратились к председателям парламентских фракций с требованием ратифицировать Конвенцию ООН против коррупции, которая обязывает присоединившиеся страны принимать меры против коррумпированных госслужащих и депутатов парламентов. Германия подписала принятый в 2003 г. документ, но до сих пор его не ратифицировала, поскольку этому вот уже девять лет противятся депутаты Бундестага от ХДС/ХСС. В итоге Германия вместе с Сирией и Саудовской Аравией оказалась в малочисленной компании стран, которые до сих пор не ратифицировали конвенцию. «Такая демократическая страна, как Германия, должна заручиться кредитом доверия на международном рынке. Она не должна давать повода для критики», - настаивают лидеры германского бизнеса.

Не странно ли, что руководство концернов, которые еще недавно постоянно оказывались в эпицентре коррупционных скандалов, сегодня требует от собственных политиков последовательной борьбы с коррупцией, масштабы которой, заметим, несопоставимы с теми, о которых верноподданный гражданин Макаревич с таким негодованием сообщает «неинформированному» президенту Путину. Конечно же, не странно. Напротив, вполне логично: германские концерны всё чаще сталкиваются с тем, что репутация предприятия и страны, которую оно представляет на международном рынке, это не пустые слова, а вполне конкретный экономический фактор. То, что в экономике называется complience и учитывается в балансах концернов конкретной суммой - так называемый good will. Частично осознав этот факт, частично под воздействием иностранных, особенно американских, антикоррупционных правил, германские концерны ввели строгий внутренний контроль и теперь требуют этого от находящихся у власти консервативных политиков, которые вот уже девять лет из личных корыстных соображений блокируют ратификацию конвенции по борьбе с коррупцией. Ведь как прикажете германскому концерну требовать от своего, скажем, российского партнера соблюдения антикоррупционных норм, если тот тут же возразит, что ФРГ до сих пор сама не взяла на себя подобных обязательств?

Второй «ответ» Путину поступил из США, где 7 августа крупнейшая фармацевтическая компания мира Pfizer объявила о том, что согласилась заплатить 41 млн. долл. штрафа и заключила мировое соглашение c Минюстом США и Комиссией по ценным бумагам и биржам, обвинявшими ее дочернюю компанию в нарушении Закона о противодействии коррупции за рубежом. В 1997-2006 г. компания потратила более 2 млн. долл. на взятки чиновникам в России, Болгарии, Хорватии и Казахстане. С помощью взяток фармпроизводитель стимулировал государственные закупки собственных лекарств, прохождение таможни, рецептурный отпуск препаратов. Противозаконные действия позволили Pfizer получить дополнительно более 7 млн. долл. прибыли.

Это далеко не первый подобный скандал, подробности которого, включая суммы и фамилии получателей, задокументированы и имеются в свободном доступе на интернет-сайтах американских контрольных органов. Однако ни эти скандалы, ни признание корпорации Daimler в выплате откатов российским чиновникам при госзакупках автомобилей Mercedes-Benz не привели к реальному антикоррупционному расследованию в России. И это при том, что размер коррупции в России не просто запредельный - он уже не укладывается в рамки нормального человеческого представления. В связи с успешной операцией американцев по доставке «марсохода» на Красную планету в Интернете курсирует замечательное сравнение: дорога протяженностью 567 млн. км на Красную планету обошлась «америкосам» всего в 2,5 млрд. долл., в то время как на строительство олимпийской дороги протяженностью 48 км на Красную Поляну в России потратили 227 млрд. руб. (около 7 млрд. долл.).

Так что Путин прав: письмо Макаревича не по адресу. Бессмысленно обсуждать проблему защиты зеленых насаждений с козлом, пущенным в огород. У него там свои интересы. И народ это уже понял. Как показал опрос, проведенный «Левада-центром», россияне полагают, что Путин выражает интересы силовиков (43%), олигархов (39%) и государственной бюрократии (32%). В феврале 2000 г. вариант ответа «силовики» был самым популярным (28%), но всё же мог конкурировать с вариантом «простые люди» (25%). Сейчас в Путине защитника «простых людей» видят лишь 14% россиян.

Александр РЕЙТЕР

Макаревич, Европа Экпресс, нацлидер, коррупция

Previous post Next post
Up