Старая Ладога - необыкновенно притягательное для туристов место, и тому есть, как минимум, две причины.
Первая кроется в истории этого поселения, бывшего отправной точкой «откуда есть пошла земля русская». Этими словами начинается «Повесть временных лет», которая была написана в начале XII века и является главным источником сведений о возникновении русской государственности, поскольку других, более древних, не сохранилось. В ней упоминается призвание в 862 году славянскими племенами норманнского вождя Рюрика «..княжить и владеть нами».
В Ипатьевском списке «Повести временных лет» говорится: «И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седее старейшин в Ладоге Рюрик». Что даёт основание считать Старую Ладогу древнейшей столицей Руси. Поскольку «Повесть» не является летописью в буквальном смысле, историки с осторожностью относятся к содержащимся в ней сведениям. Доверия заслуживает только та информация, которая подтверждена археологическими находками и историческими источниками народов, соседствовавших в те времена с восточными славянами.
Результаты археологических исследований позволили заключить, что поселение на месте Старой Ладоги появилось не позднее 753 года. Упоминание о том, что Рюрик с дружиной «срубиша город Ладогу» следует, вероятно, отнести к строительству крепости. Местом для неё был выбран мыс, образованный при впадении речки Ладожки (Елены) в Волхов. С двух сторон стены были защищены водой.
Пробыв в Ладоге пару лет, Рюрик переехал в Новгород. Умерев, князь оставил наследником малолетнего сына Игоря. До его возмужания правил родич Рюрика Олег, потомки помнят его под прозвищем «Вещий». Ему удалось объединить под своей властью славянские и финно-угорские племена. Верный духу викингов, Олег собрал большое войско и сумел захватить столицу Византии - Константинополь. При этом князе в Ладоге на месте деревянных укреплений возвели более просторную каменную крепость.
Теперь стоит упомянуть вторую причину, по которой в Старую Ладогу устремляются туристы. Здесь очень многое делается для того, чтобы создать интересные объекты в дополнение к главной достопримечательности - крепости. Так, центре села установлен памятник князьям Рюрику и Олегу, от которого вымощен спуск к берегу речки Ладожки -Елены. Отсюда открывается прекрасный вид на Староладожскую крепость.
Путь от памятника к крепости идёт по Варяжской улице, где внимание привлекает скульптура сокола, сидящего на гранитном валуне.
Пернатый хищник, пикирующий с высоты на добычу, был родовым знаком Рюриковичей. Позже его изображение выбрала для своего герба Сарая Ладога.
Староладожская крепость много пережила за долгую историю. Поселение славилось своими ремесленниками: ювелирами, гончарами, кузнецами. К пристани причаливали суда, шедшие с товарами по Волхову, сюда же привозили меха охотники. Торговля обогащала Ладогу, привлекая алчных викингов. Крепостные стены неоднократно отражали нападение врагов, но порой ни мужество оборонявшихся, ни мощь укреплений не спасали от поражения.
Поэт Эйольв Дадаскальд, воспевая подвиги норвежского ярла Эйрика, сына Хакона, упоминает и захват им Альдейгьюборг (так скандинавы называли Ладогу) в 1010 году. Викинги разграбили поселение и разрушили крепость. Вновь её отстроили под руководством новгородского посадника для защиты внутренних русских земель.
На протяжении веков захватчики сравнивали крепость с землёй, а защитники отстраивали её вновь, улучшая и приспосабливая к новым условиям ведения боя. В XV веке, в связи с распространением огнестрельного оружия, была значительно увеличена толщина стен и построены пять пушечных башен. Однако даже эти мощные сооружения утратили оборонное значение в начале XVIII века, последнюю осаду крепость выдержала в ходе Северной войны.
Средства на поддержание её сооружений перестали выделяться, и к концу XIX века более ненужный военным форпост превратился в руины. Когда в советское время началось восстановление Староладожской крепости, его пришлось вести на основании аналогий с другими современными ей сооружениями - например, лучше сохранившейся Копорской крепостью.
Сложно сказать, насколько нынешний облик Староладожской крепости соответствует подлинному, тем более, что воссоздание продолжается. Да и так ли это важно, ведь взгляду открываются гордые башни и мощные стены, а не вызывающие сожаления развалины.
Сейчас восстановлены четыре из пяти башен, в одной из них - Стрелочной - размещена недавно созданная на основании археологических находок экспозиция.
Через проход под Воротной башней туристы попадают во внутренний двор.
В его центре стоят рядом два храма: каменный и деревянный.
Крепостные стены охватывают их с боков, подобно двум бережным ладоням. Несмотря на совершенную несхожесть, эти два строения смотрятся вместе на удивление гармонично.
Церкви освящены в честь двух святых воинов - Дмитрия Солунского и Георгия Победоносца.
Деревянная церковь построена во имя Святого Дмитрия Солунского - воина-защитника, покровителя воинства. О его особом почитании свидетельствует традиция в княжеских, а позже и в царской семье называть мальчиков в честь святого. Впервые церковь Дмитрия Солунского в Староладожской крепости упоминается в документах в XVII веке.
Сейчас в храме действует выставка фрагментов фресок, сколотых со стен собора Святого Георгия.
Эти фрески были по большей части утрачены в XV веке, так как осела восточная часть храма Святого Георгия, выстроенная на насыпном грунте и обнаруженных при раскопках.. На других стенах сохранились фрагменты росписей стен, в том числе практически полное изображение «Чудо Георгия о змие».
Сюжет росписи отличается от привычного нам иконописного образа Георгия Победоносца - торжествующего воина, поражающего змея копьём. Изображение полно умиротворения: царевна, накинув на шею змею петлю из пояса, ведёт его, усмирённого словом Божием, к стенам родного города. Над ней возвышается всадник в доспехах - Святой Георгий: алый плащ развивается за спиной, белоснежный конь горделиво выступает, красуясь расчёсанной алой гривой и завязанным в узел хвостом.
Увидеть фрески можно только летом в хорошую погоду, в остальное время храм закрыт.
Белокаменная церковь Святого Георгия прекрасна в своей лаконичности. Этому шедевру древнерусского зодчества первоначальный облик был возвращён в результате научной реставрации.
Прекрасный вид на обе церкви открывается с прохода, идущего с внутренней стороны стен.
В крепости оборудованы ещё две смотровые площадки, с которых открывается прекрасный вид на реку Волхов.