Город Ловииса - жизнь под именем королевы

May 31, 2018 07:09



В самом слове «королева» таится магия, недаром так называют тех, кто является лучшими среди себе подобных.  Даже во многом циничный современный мир с благоговением относится к особам королевской крови, что уж говорить о веке восемнадцатом. Именно тогда шведы получили волею победившей в войне 1741-1743 года России по условиям Абоского договора нового короля. Им стал дядя будущего российского императора Петра II князь - епископ Любекский Адольф Фредрик. В случае отказа от этой кандидатуры Швеция теряла Финляндию - своё последнее значительное европейское владение.  Елизавета I, в свою очередь, надеялась с помощью Адольфа Фредрика  усилить влияние России на шведскую политику.

Однако дочь Петра Великого просчиталась: Адольф Фредрик совершенно не подходил для предназначенной ему роли. Это был доброжелательный, инертный и нерешительный человек, имевший в жизни две страсти: чревоугодничество и изготовление табакерок.

И тут на сцену выходит она - королева, Луиза Ульрика Прусская (на шведском её имя произносится как Ловиса).



портрет работы Antoine Pesne

Любимая  дочь «короля-солдата» Фридриха I и сестра Фридриха II Великого была полной противоположностью своему супругу. Ещё в юности, по свидетельству биографа её сестры  Амалии, "Луиза была на редкость заносчивой, темпераментной и коварной..." Видимо, брак с сыном герцога Гольштейн-Готторпского не отвечал амбициозным притязаниям  прусской принцессы, так что вышла замуж Луиза Ульрика по настоянию своего брата Фридриха II . Каково же ей было оказаться в Швеции, где монаршая власть была сильно ограничена рикстагом!

Умной и образованной королеве удалось  привлечь в союзники офицеров, литераторов и даже членов оппозиционной фракции рикстага - «колпаков». С их помощью она планировала совершить переворот и утвердить абсолютную монархию.  Однако возглавляемые Луизой Ульрикой заговоры терпели неудачу.

Чтобы добыть средства для одного из них, королева решилась на рискованный шаг:  она извлекла из оправ 44 бриллианта в королевской короне. Драгоценные камни были заложены банкирам в Берлине, но одна из фрейлин заметила пропажу и  донесла о ней членам правящей партии «шляп».  Те потребовали проведение ревизии королевских драгоценностей. Заговор провалился, его участники были арестованы и подвергнуты пыткам. В результате допросов было сделано заключение о виновности королевы и абсолютном неведении относительно её намерений короля.

По приговору рикстага несколько заговорщиков были казнены, других ждала  порка и позорный столб, тюремное заключение и высылка. Судьба самой Луизы Ульрики послужила причиной ожесточённых дебатов: предлагали расторгнуть её брак с Адольфом Фредриком и выслать из страны. Но в итоге ограничились тем, что заставили подписать покаянное письмо, где она признавала, что «забыла свой долг перед Богом, её супругом и Шведским королевством, а потому несёт ответственность за кровь всех казнённых».

Через шестнадцать лет после провала заговора матери её сын, король Густав III всё-таки добьется возобновления абсолютизма. Луизе Ульрике, претендовавшей на роль теневой правительницы, он предложит «знать своё место при дворе». Оскорблённая королева не примирилась с сыном до своей кончины в 1782 году.

Но в 1752 году, всего через год после коронации, молодая и прекрасная Луиза Ульрика вместе с мужем посетила строящуюся крепость в приграничном местечке Дегербю.  Видимо, летний день, в который состоялся визит венценосной четы, был прекрасен. Даже плачевный вид недостроенных бастионов Унгерн и Розен не расстроил их королевские величества. Наоборот, Адольф Фредрик, проявив галантность, приказал дать образовавшемуся  поселению имя супруги и считать его  городом. Так появился город Ловиса или Ловииса. Крепость, кстати, так и осталась недостроенной, хотя замысел был грандиозен.



Трудно переоценить значение имени, оно во многом определяет судьбу того, кто или что его носит. Так и городок, начало которому положили солдатские казармы да дома офицеров, разросся и разбогател под сенью имени королевы. По Королевской дороге - старинному тракту, со времён Средневековья проложенному между Турку и Выборгом- в Ловиису прибывали ремесленники и купцы. Для них тут была построена винокурня: святое дело перекусить и выпить усталому путнику.



Процветала и морская торговля - пристань Лайвасилта и сейчас центр летней жизни города. Как напоминание о былом, здесь в ряд стоят ржаво-красные соляные амбары. Сейчас в них располагаются рестораны, магазины, музей мореходства Ловиисы. Гостевой причал ждёт яхты, поодаль сверкают  свежей краской ещё два памятника: маяк и судно.





Первый бургомистр города Якоб Форселль был дальновидным администратором и успешным предпринимателем. Именно он вместе с Андерсом Норстрёмом выкупили у основателя кузнечный завод Стрёмфорсин Руукки. С этим предприятием связана ещё одна история о королеве, на сей раз - железной. Так называли Вирджинию аф Форселль, которая управляла заводом в течение почти 60 лет. Звучит невероятно, но факт: в 1790 году возглавив предприятие в возрасте 31 год, она успешно развивала его всю жизнь. Большая часть зданий была построена во время её правления. Сейчас на территории бывшего завода центр ремёсел, летом здесь можно побывать в музее - кузнице и посмотреть на работу кузнеца, осмотреть выставки на чердаке бывшей конюшни и посетить театр и ресторан. Просто прогуляться по этим живописным местам удивительно приятно!



В Ловиисе чудом сохранились старинные деревянные дома. Упоминание о чуде здесь вполне уместно, так как город сильно пострадал во время пожара в 1855 году. Шла Крымская война, английская эскадра, не сумев пробиться к Санкт-Петербургу через форты Кронштадта, искала более лёгкой поживы в Финском заливе. И развернула всю мощь своих орудий против маленькой заброшенной крепости Свартхольм, прикрывающей Ловиису с моря. Не встретив сопротивления, английские корабли подошли к берегу и открыли огонь по городу. Немногие уцелевшие в пожаре дома составляют гордость владельцев и дают возможность гостям Ловиисы составить представление о том, как выглядели типичные дворы и улицы большинства городов в XVII-XIX веках.
Чудесный маленький городок, в день моего приезда залитый солнцем, обдуваемый свежим морским ветром. Интересно, какие чувства испытала  бы Луиза Ульрика, если бы  могла увидеть его сейчас? Удовлетворение?  Или досаду и уязвлённую гордыню?

Финляндия, путешествия, поездки, экскурсии

Previous post Next post
Up