Где ты, положительный герой?

Feb 10, 2018 10:05



Ещё вождь мирового пролетариата заявлял, что «…из всех искусств для нас важнейшим является кино..». Правда, как я недавно узнала, полностью цитата звучит так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».

Я не так уж много смотрю кинофильмов, но те, что я видела за последнее время, свидетельствуют, что народ наш стал грамотен. Правда, относятся к нему кинематографисты без уважения, по принципу «пипл хавает».  Впрочем,  и к самому кино явно перестали относиться как к искусству и даже как к средству пропаганды.

Вот в старых фильмах, смотреть которые одно удовольствие, всё было понятно: есть положительный герой: передовик производства, бессребреник, член партии или комсомолец. Есть его антипод, погрязший в мещанстве и стяжательстве, пекущийся только о своём благе. Первый был образцом для подражания, второй показывал, каким быть не надо. Искусство же  заключалось в том, чтобы сделать конфликт этих двоих убедительным с неизбежной красивой победой «хороших» над «плохими».

Про кинематограф времён перестройки говорить не хочу, известно, какие там герои.

Но хотя бы логика характеров прослеживалась, то есть тип, заявленный в начале фильма жестоким и циничным, на протяжении всего действия таковым и оставался.

Из российских фильмов, вышедших в том году, я посмотрела «Притяжение», «Птица», «Последний богатырь», «Новогодний переполох», «Напарник», «Елки новые», «Карп отмороженный».
Только два из этих творений: «Птица» и «Карп отмороженный» несут разумное, доброе, вечное.  О них я писала и повторяться не буду. С героями - образцами для подражания в них, правда, не густо. Точнее, их там вовсе нет.

Остальные, снятые в том числе  именитыми режиссёрами: Сергей Бондарчук, Тимур Бекмамбетов если и задумывались с какими-то высокими целями, то утратили их в процессе воплощения.

«Ёлки»  совсем потеряли единый сюжет, стали похожи на выступление комиков stand up, превратились в набор ситуаций. Вот только в отличие от шоу, не всегда смешных. Более-менее выстроена история мальчика, который решил найти себе маму, папе - жену, разместив видеообъявление  в Интернет. Судя по тому, что известная телеведущая бросила своего преуспевающего жениха накануне свадьбы и отправилась вслед за папой и сыном в другой город, папа - ого-го какой герой.  Играет его Сергей Пускепалис, чудесный актёр, но даже он не смог заставить меня поверить в то, что женщина готова перечеркнуть всю свою предыдущую жизнь после нескольких минут общения с ним. И весь предшествующий фильм не подготовил меня к пониманию, что он этого достоин, то есть она интуитивно почувствовала в нём ТОГО САМОГО мужчину.

«Последний богатырь» -галиматья, кое-как слепленная из сцен -заимствований из разных фильмов-сказок. Хотя чего следовало ожидать от режиссёра рекламных роликов Дмитрия Дьяченко? Главный герой там - мошенник, для которого нет ничего святого. Все персонажи русских сказок и былин поменялись ролями: богатырь Добрыня -гад и предатель, а Баба Яга и Кощей Бессмертный - милые добрые борцы за справедливость. Видимо, это должно быть смешно.

«Новогодний переполох» - папа - генерал в отставке, которого из-за жёсткого характера избегают собственные дети. И только известие о его скорой смерти и дележе наследства заставляет семью собраться вместе. Старший сын - алкоголик, которого жена -стерва постоянно «пасёт», следя, чтобы не напивался. Средний сын - авантюрист и лжец, занявший большую сумму денег и теперь скрывающийся от кредиторов. Дочь влюблена в вегетарианца и гринписовца,  внешне разделяет его убеждения, а сама тайком ест мясо. Весьма условное сплочение семьи происходит в противостоянии тем самым кредиторам среднего сына, явившимся за долгом.
«Притяжение» сначала заворожило меня действительно красивыми спецэффектами, но сюжет быстро утратил динамику развития,  я заскучала и не досмотрела до конца.

«Напарник»…тут я процитирую рецензию, ибо лучше сказать не смогу: «Напарник - это редкий пример пусть не идеальной и не смешной, но достаточно легкой, забавной, душевной и действительно хорошей комедии отечественного производства. Не претендующей на величие, но позволяющее с легкостью отдохнуть за просмотром и с напрочь отключенными мозгами.»
Вот оно, достижение: просмотр с напрочь отключёнными мозгами. Видимо, к этому создатели фильмов и стремятся.

Друзья, может, мне так не повезло? Подскажите, пожалуйста, какой фильм из новых посмотреть? Так, чтобы героям хотелось сопереживать, чтобы их поступки вызывали сочувствие, а не недоумение.

#Птица, как страшно жить, мимолётное

Previous post Next post
Up