В окрестностях Иерусалима шоссе № 375 на карте Израиля служит как бы центральной осью, вокруг которой (или, точнее, вдоль которой) расположились интереснейшие объекты. Объекты древности и современной истории. Как дипломированный экскурсовод, я часто работаю в этом направлении. Расскажу об одном из участков туристического маршрута.
Из «Парка Бегин» мы выезжаем на шоссе № 375 и, повернув направо, движемся в сторону города Бейт Щемеш и кибуца «Натив га-Ламед Хей».
По этому участку дороги я проезжал много раз. Наверное, Вам не составит труда открыть карту и узнать названия мест, которые находятся на этом маршруте. Напомню только, что путь наш пролегает по водоразделу между долинами потоков Заноах и Сансан. (Поток Сансан плавно вливается в широкую долину Га-Эла). Эти геоморфологические воспоминания нам пригодятся чуть попозже.
Проезжаем поворот направо на шоссе 3855, за ним перекресток «Эциона», названный так по имени примыкающего к нему потока. Отсюда в сторону блока еврейских поселений «Гуш Эцион», что к югу от Иерусалима, отходит шоссе 367. Далее слева от нас возникает «Станция спутниковой связи» с огромными «тарелками», а затем перекресток Адулам, где, в соответствии с указателем, повернем направо в кибуц «Натив га-Ламед Хей».
Название кибуца, которое переводится как «Путь Тридцати Пяти», возвращает нас к трагическим событиям более, чем 60-летней давности. Это был январь 1948г. До провозглашения Государства Израиль оставалось еще целых пять месяцев, но Война за Независимость уже бушевала по всей стране. Арабы не приняли резолюцию ООН о разделе Палестины и приступили к систематическим вооруженным нападениям на еврейские поселения.
В результате, упомянутый выше район «Гуш Эцион», насчитывавший около 450 жителей, оказался в окружении разного рода формирований из тысяч добровольцев -жителей окрестных арабских деревень. Еврейская сторона отбила несколько тяжелых атак, но понесла значительные потери и нуждалась в медикаментах, боеприпасах и, просто, в бойцах. Женщин и детей удалось эвакуировать заблаговременно. Защитники «Гуш Эцион» взывали о помощи. Но попытки прорвать арабские заслоны на дороге № 60 провалились, несмотря на участие бронированных грузовиков. Тогда командование Хаганы (еврейские комитеты самообороны) приняло решение послать в Гуш Эцион более маневренный пеший отряд, который возьмет с собой остро необходимое снаряжение и медикаменты и станет важной поддержкой в живой силе. В состав отряда вошли, в основном, бойцы- резервисты из Пальмаха (наступательные отряды), большей частью, студенты Еврейского университета. Командиром был назначен Дани Мас (24 года), возглавлявший в прошлом оборону «Гуш Эцион». Ночью 14 января 1948г. отряд вышел на задание. Его отправной точкой стал микрорайон Бейт га-Керем, который из-за отдаленности от
стен Иерусалима называли «Камчаткой». Они прошли возле Мальхи (где сегодня торговый центр), недалеко от нынешнего Библейского зоопарка, пересекли Нахал (поток) Рефаим в направление горы Гило и монастыря Кремизан, но наткнулись на непредвиденные препятствия (высокие подпорные стены террас, отвесные скалы и т.п.), преодоление которых могло занять много времени. Чтобы не оказаться «засвеченными» поутру, они решили вернуться на базу.
Тогда был принят альтернативный план, согласно которому этот же отряд из тридцати восьми бойцов был переправлен грузовиками в деревню Хар Тув (в районе нынешнего Бейт Шемеш), откуда до Гуш Эцион им надлежало пройти еще 27 км. пешком.
15 января 1948г вечером (с большим опозданием в 23-00 часа вместо 20-00) они вышли в путь. Предполагается, что задержка произошла из-за того, что транспорт с оружием и другими материалами для «Гуш Эцион» прибыл позднее намеченного часа. Англичане, открыто снабжавшие арабов оружием, проявляли особую бдительность по отношению к евреям. Все виды транспорта тщательно проверялись, дабы не допустить, чтобы какие-либо военные грузы попали в руки еврейского ополчения. А потому надо было маневрировать, прятаться, объезжать, пережидать и т.д.
Заметим, что бойцы еще не успели отдохнуть и придти в себя после предыдущей бессонной ночи. Да и дорогу «с горы на гору» - легкой не назовешь. Добавим к этому, что каждый должен был нести на себе около 30 кг разного груза: боеприпасов, медикаментов, личного оружия и т.п. Возникло сомнение: «А успеем ли до утра? Не дождаться ли следующего вечера?».
Но Дани Мас настоял на своем: «Нас ждут. Гибнут раненые. Арабы атакуют. Нельзя терять ни минуты. Вперед!».
Начало пути проходило довольно спокойно, но, примерно через два часа один из бойцов Исраэль Гафни оступился и подвернул ногу. По требованию санитара он был отправлен назад на базу в сопровождении Ури Гавиша и Моше Хазани. Все трое благополучно добрались до Хар-Тув и остались в живых. Остальные тридцать пять распределили между собой их поклажу и последовали далее к намеченной цели, дойти до которой им так и не удалось: их встретила засада из арабских ополченцев, и все они погибли. С тех пор кибуц, основанный в этих краях, был назван «Натив га-Ламед Хей» - по количеству бойцов еврейского сопротивления, принявших неравный бой.
Автор статьи: Шалом Рикман - израильский экскурсовод. Материал
с сайта ruswww.com - новости и политика, обзоры событий в мире и переводы зарубежных статей.