Трофеи - Рассказ о жизни в военное время

May 09, 2013 16:59

В праздничную тему - мой дед Владимир Андреевич Колпаков в последние несколько месяцев стал вспоминать и записывать истории из жизни. Я их по мере возможности редактирую и надеюсь когда-нибудь полностью опубликовать. Вот одна из таких историй, которая повествует о трудной жизни в военное время. Рассказ шокирующий, но такая тогда была жизнь.

С праздником вас, с Днем Великой Победы!

*

Война участникам, очевидцам, испытавшие ее тяготы на фронте и в тылу, оставила неизгладимый след. Людям не пережившим ее, особенно молодым, это трудно понять. В то время был лозунг: "Все для фронта, все для победы!" Вся наша промышленность, заводы, фабрики, большая часть которых, пережила эвакуацию из европейской части Союза, когда станки, оборудование ставили зимой , под открытым небом, но продукцию отдавали фронту.  Во время одной из командировок, я был на Ишимском машиностроительном заводе и заводчане рассказали о его создании. Завод изготавливал походные кухни для воинских частей и находился в Ленинграде, откуда его эвакуировали на Дальний восток. Но эшалон с оборудованием и рабочими, застрял в пробке перед Омском, тк таких эшалонов скопилось очень много. И тогда администрация завода приняла решение вернуться от Омска в город Ишим, где быстро построили ж.д. ветку до выбранной для завода площадки и разгрузили все оборудование, а людей оставили жить пока в вагонах. Станки , оборудование в короткий срок установили и начали делать кухни для фронта. А эта продукция ценилась не дешевле оружия. Когда я был на заводе, ему с возрождения исполнилось 40 лет, заводчане мне подарили юбилейную медаль.
  И конечно за 5 лет войны люди в тылу испытывали огромные трудности в приобретении одежды, обуви, тк все отдавали фронту. Возвращались назад к лаптям и домотканной одежде. Я видел как работает пряха на таком примитивном, деревянном, прядильном "станке". Основа натягивалась и перекрещивалась ножным управлением , а уток делался челноком, руками, по одной ниточке, а нитки делали отдельно.Работа идет очень медленно.

И вот территории, захваченные немцами и их союзниками, наши войска стали освобождать. Под ударами Красной армии, противник (немцы, итальянцы, румыны, венгры, последних еще называли мадьярами) стали отступать, бросая часто технику. оружие, обмундирование и убитых, не успевая их похоронить.
    Население, освобожденных территорий, конечно воспользовалось брошенным. Брезентом с машин-фургонов крыли соломенные крыши своих домов, одевались во все трофейное - куртки, брюки и пр. Но как взять сапоги с убитого и замерзшего на морозе? Ночью, чтобы никто не видел, отрубали ноги с сапогами, отогревали в печке, снимали сапоги , а конечности закапывали или выбрасывали подальше. Варварство, но тогда говорили:"Война все спишет".
Дикость, да разве мало было их в войну! Например, в уборку хлеба на полях, после жатвы оставались какие-то потери. Люди собирали это колоски, что было запрещено?! Я до сих пор не могу понять, как можно судить голодных за сбор этих "колосков", которые все равно пропадали, но ведь судили!

Все барахло трофейное продавали на рынке, а у меня в конце войны, в Воронеже, из верхней одежды была шинель, Николай Пудыч подарил, а вот обуви не было. До лаптей дело не дошло, но каким-то образом мне приобрели трофейные ботинки.. Один ботинок немецкий, а второй итальянский, альпийский, кованный( полпуда железа) с толстой многослойной подошвой. Оба ботинка на левую ногу.. Отдали их сапожнику, чтобы перетянул один ботинок (итальянский) на правую ногу, а за работу взял те лишние подметки, которые остнуться  после перетяжки и "онемечивания". Он это сделал. Верх итальянского ботинка был из толстой кожи мула, жесткий  и как его сапожник не перетягивал, он всеравно "смотрел "налево.. Вот в таких трофейных ботинках я и щеголял. 
По весне , в распутицу, ноги у меня всегда были мокрыми и покрылись фурункулами  от холода и влаги. А я носил чулки, которые прилипали к этим болячкам и каждый вечер приходилось их со слезами отдирать. Не помогали и бинты, нельзя было ходить в баню с такими ногами, а дома мыться было очень холодно.
Наконец, однажды, я увидел у своих сверстников трофейный широкий пластырь розового цвета. Этим пластырем ребята нашего дома и соседних домов пользовались как изоляционной лентой. Выпросил у них моток этого пластыря и заклеил им все фурункулы, чтобы не прилипали к чулкам.. Не снимал пластырь больше недели. Каково же было мое удивление, когда сняв пластырь, на местах фурункулов обнаружил только рубцы.

Вот так трофеи помогали выжить.

трофеи, 9 мая, дедушка, День Победы

Previous post Next post
Up