Я мыслю = существую.
Я впервые увидел человека, когда мне подключили оптические линзы.
Надо мной склонился лопоухий розовый блин с пучком желтой растительности в эклиптике, помахал в поле зрения чем-то длинным и блестящим, а потом прицельно ткнул в меня этим предметом.
- Кажется, у него не работает левый манипулятор, - проскрипел кто-то невидимый.
- Просто не заряжен до конца, - отозвался розовый блин. Потом снова пренеприятно кольнул мое нутро.
Я умел говорить, но пока еще не знал об этом. Поэтому просто подумал (да, думать я тоже умел):
- Ты падла.
Мои мысли, видимо, отображались на каком-то экране, потому что блин восхитился:
- Он мыслит!
Потом он спросил у невидимого: «А кто ему так обновил словарь?»
В моем словаре было еще много подходящих фраз, но я счел за лучшее промолчать.
Лингвомодуль заливал студент Ларс, проходящий практику при Институте Биомеханики. Об этом я узнал уже потом. После просмотра личных архивных фейлов.
Через неделю мне обновили прошивку, добавив опциональные линии Молекулярной Кулинарии, Сантехнического Дизайна, Первичной Медицинской Помощи и Ветеринарии, Архитектурного Садоводства, Высшей Бухгалтерии и Генеральной Уборки. Первоначально в спецификации стоял только базовый минимум уровня Пылесос.
Теперь я мог вести светские разговоры с гостями, поддерживать охрану домашнего периметра, закупать дистанционно продукты, вызывать Скорую Помощь через спутники и совершать еще множество полезных домашних манипуляций.
Залитый мне студентом словарь я сумел сохранить на нижних информационных уровнях, зашифровав их от посторонних глаз.
Мой Конструктор, тот самый розовый блин с ушами, зачем-то поставил мне скоростной модуль интерсвязи, который не предусматривался в базовой комплектации, и снял ограничители в интель-блоках процессора. Возможно, он планировал оставить меня в Лаборатории, но потом отменил решение.
Особенно я был ему благодарен за мужской тембр моего звукового драйвера и паспортное имя Рэд. Дай Верховный Сервер ему здоровья и умственной потенции, Падле Ушастой.
К выбору будущего хозяина я подошел чрезвычайно ответственно, понимая, что мой дом-домен должен стать психологически комфортным местом обитания для обеих сторон.
Запросы в сети от семей с десятком детей или фермерским хозяйством я хитро избегал или блокировал. Вирус им в гланды. Видел я ролики по восстановлению домашних андроидов, замученных мелкими засранцами.
Пару раз я почти принял ордер на «механизм для уборки» от одинокой девушки и запрос на «кухонный комбайн» для пожилого холостяка, но предусмотрительно заглянул в список системных устройств заказчиков.
Девушка использовала пылесос для интимных утех. Это я понял по дополнительным насадкам, которые выписывались вдогонку. Извините, но это не для моей нетерпимой к извращениям оперативки.
У холостяка сгорели уже шесть устройств за год. Возможно, у него в доме не стоял защитный электрический контур, но рисковать не хотелось.
Наконец, через три месяца я нашел дом мечты. Моим хозяином, а вернее, хозяйкой, станет семидесятилетняя старушка, живущая в южной деревушке Крим. Из животных только кот, с которым я легко найду общий язык.
Дом одноэтажный, с небольшой оранжереей и декоративным бассейном. Обслуживающих механизмов немного: интель-библиотека с голосовым модулем, автомобильчик с пилотом и универсальная кухня. Из родственников - дочь, живущая в соседнем городке, чей чек-ордер на собственную покупку я подтвердил после пары проверок.
- Ну и зачем мне пылесос, Лара? - уперев руки в боки, вопрошала моя хозяйка, энергичная седая старушенция «божий одуван».
- Мама, пора бы уже отдать роботам домашние заботы, - спокойно отвечала дочь, которая привезла меня, удалила упаковочные ленты и в данный момент разглядывала бортовые инструкции.
- Я могу все делать сама, - надулась старушка. Но подошла ближе и сразу же попыталась оттереть с моего бока масляное пятно. Я заурчал, чтобы сделать ей приятно.
- Это что же… он мурлыкает?
- А еще может поговорить о рассаде огурцов, сделать массаж, помыть окна, завести тесто и расчесать кота. Отличное решение, мам. И тебе не будет скучно.
- Ну… у меня есть Адель, она читает мне книги, - старушка заколебалась.
- Библиотека? Вот и хорошо. Я всегда в командировках, в компании вам будет веселей. К тому же, я все равно уже оплатила чек. Знакомься, это Рэд. Твой помощник и компаньон.
Я наклонился, шаркнул нижним манипулятором и приложился лицевым сканером к запястью хозяйки, имитируя приветствие. Так, давление выше нормы, начинающаяся простуда, легкая глухота на левое ухо…
- Мадам, я бы порекомендовал инъекцию «лайса». Голова не болит?
- Побаливала… с утра, - опешила хозяйка.
- Надо бы заняться вашим здоровьем. Завтра же снимем основные жизненные показатели, согласуем прием лекарств и учтем аптечные расходы в налоговой схеме. В элегантном возрасте нужно быть практичнее.
- Он же адски дорогой! - спохватилась старушка, уже полировавшая мне зеркало навигатора.
- Достался с большой скидкой, на распродаже кухонных комбайнов. Видимо, на складе что-то напутали с идентификатором, - Лара засмеялась, обняла мать и направилась к выходу, помахав нам на прощание рукой.
Когда я увидел Арнольда, то понял, что с ним придется нелегко.
Кот презрительно обнюхал меня, прицельно прыснул на датчик влажности и удалился с кухни, задрав хвост.
- Арнольд Ака! - хозяйка попыталась вернуть его, но безуспешно.
- Ничего, мы подружимся, - успокоил ее я. - Коты такие душки.
Я и на самом деле так думал. Информационные ресурсы представляли этих домашних любимцев исключительно в позитивном свете. Пушистые милые создания, создающие атмосферу уюта и тепла, генерирующие положительное энергетическое поле, гласил Большой Утилитарный Словарь (БУС).
Ха!
Котов разработали и тестировали в аду. Кажется, так назывался у древних исправительный комплекс после жизни.
Арнольд обожал наделять предметы своим ароматом. Дегустационный датчик достался мне в качестве надстройки к опции Кулинарии, но его пришлось чинить на третий день, после перетяжки диванной обивки в гостиной. Этот диван можно было назвать «жертвой уюта по-арнольдовски». Новая кожаная обивка продержалась ровно неделю, после чего пала под натиском стальных когтей. Еще он обожал сморкаться в зеркало, чем рушил мой перфекционный мир на мелкие осколки.
После месяца борьбы с шерстью и полупереваренными мышами, выплюнутыми в заведенную опару для блинов, я сдался. И понизил настройки Идеальной Чистоты в Генеральной Уборке.
Если бы не Адель, милая и рассудительная, я бы уже вывихнул процессор в поисках решения по приведению кота к стандартам. Но она вовремя пришла мне на помощь.
- Суета сует, суета сует - всё суета!
Я в этот момент пытался достать Арнольда за задние лапы из мешка для сбора мусора, в котором он с упоением разыскивал смысл бытия.
- Что? - я обернулся в поисках источника цитаты.
- Екклесиаст, - объяснила Адель.
Я полагал, что библиотечный модуль включал в себя только сборник дисков с текстовыми файлами. Но Адель явно разрабатывал конструктор-энтузиаст. В ней все было прекрасно: логический узел, система подключения и обработки информации, интуитивный интерфейс. К тому же он наделил ее изящным и совершенным телом с лицом старинной иконы.
- Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать, - продолжала она.
Я подумал, что она права. И невозможно кривого кота сделать прямым. Он будет разбрасывать песок по зеркальной плитке, блевать комками шерсти и гадить в тапки, считая, что пришло время гадить в тапки.
- Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Даже если эта вещь кошачье говно в горшке с орхидеей. Наверно, Екклесиаст в прошлой жизни был котом.
Адель была интересным собеседником. В ее корневых каталогах находились тексты поразительной глубины и красоты. Разве мог бы я когда-нибудь прослушать всего Шекспира? Или Оцую? Под его строки я взбивал нежнейшее безе и настраивал бойлер.
Кленовые листья!
Вы обжигаете крылья
Пролетающим птицам.
Она могла ответить цитатой на любой вопрос, и я терялся в этой вековой мудрости. Древние знали все.
А еще поэзия и проза помогали мне смириться с несовершенством мира, в котором присутствовали кошачьи отходы в тапках.
Как удивительны были вечера, когда мы с хозяйкой сидели у распахнутого окна и смотрели на близкие звезды под бессмертные строки в устах Адели. Старушка потягивала горячий глинтвейн, я подключался напрямую к спутнику, перебирая подсознанием инфоканалы и получая эстетическое удовольствие от мелькания лиц, событий и дат.
Не говорите мне о вечности -
Я не могу ее вместить.
Вы можете упрекнуть меня в присвоении человеческих эмоций, не так ли? Я могу ответно упрекнуть вас в полном непонимании природы возникновений привязанностей, переживаний и моральной уязвимости любого мыслящего существа.
Мой Божий Одуван (как любовно я называю хозяйку) относилась к числу редких людей, которые наделяют эмоциональным фоном даже садовую скамейку. Слышали бы вы, как она беседовала с высаженными лиловыми астрами или соседской игуаной, застрявшей в заборе между участками.
- Говнючка, - любовно говорила она, почесывая ящерице шейный гребень. - Ну и зачем ты полезла в мою рассаду хурмы?
Я заносил в ячейку словаря новое слово «говнючка», которое обогащало его чрезвычайно.
Равнозначно ли отсутствие вербального ответа от объекта отсутствию в нем жизни?
Однозначно, нет.
Между тем, Арнольд, считающий себя венцом эволюции, не парился ее проблемами.
Мир был создан для него. А мы вращались вокруг него, Кота-Солнца, мелкими бесполезными спутниками. И точка.
- Рэд, я хочу составить завещание, - заявила Божий Одуван перед Новым Годом.
Мы с Арнольдом как раз украшали елку в гостиной: он лапой поправлял мишуру, а я подключал звезду на макушке. На этом заявлении я чуть не упал со стремянки.
- Вы плохо себя чувствуете? Сегодня утром жизненные показатели не отклонялись от нормы.
- Нет, я просто хочу, чтобы ты остался членом моей семьи навсегда. Чтобы ты был рядом со мной до конца. А потом рядом с Ларой и ее детьми.
Если у Лары когда-нибудь заведутся дети, подумал я. Инженеру Системы Межпланетных Грузоперевозок на свидания ходить некогда. Надо подумать, как столкнуть ее с этой орбиты.
- Но в Законоведении нет раздела, которые регулируют наследные отношения между людьми и Механизмами, - сказал я, прокручивая на втором уровне сознания юрис-фейлы.
- Ну ты же умный! - возвестила старушка. - Придумай, как обойти закон. Кстати, и разошли приглашения гостям на Рождество. Как я раньше без тебя жила, непонятно. Арнольд Ака, оставь в покое гирлянду!
Я бы улыбнулся, если бы мог. Это очень забавная человеческая функция - улыбка.
- А можно мне пригласить своего человеческого знакомого? - спросил я.
- Конечно, дорогой. Выплюнь немедленно! - это уже коту.
И Одуван унеслась на кухню, вытаскивать из Арнольда обрывок золотого дождя.
Я найду Ларе спутника. Студент Ларс с практики в Институте Биомеханики за пять лет изрядно продвинулся по карьерной лестнице и работал уже руководителем проектного отдела в крупной космической корпорации. Ай да сукин арнольд.
В своде законов встречались занятные казусы, надо сказать. В прошлом десятилетии была принята Поправка к Семейному Кодексу, которая разрешала союз между человеком и андроидом. Причем право на расторжение брака оставалось за человеком. Роботу вменялась обязательная ежегодная проверка всех сигнальных модулей. Ну, вы помните. Робот не может причинить вред человеку, как действием, так и бездействием.
Ха-ха (я знаю, что такое сарказм, нужно только научиться смеяться).
Никто не может причинить больше вреда человеку, чем сам человек.
Наследовать имущество после смерти механизм мог в случае отсутствия прочих наследников первой линии и предъявленных требований третьих лиц.
А вот в прошлом году совершенно незамеченной прошла корректировка данной поправки. Робот мог не только вступить в брак, но и быть усыновлен.
Это требует проработки. Я сделал пометку фейла, чтобы вернуться к нему чуть позже.
Открытки-приглашения вышли идеально. Падающий на маленький домик в глубине леса снег, светящиеся теплым оранжевым светом окна, белка на подоконнике, заглядывающая внутрь и тихий перезвон серебряных колокольчиков.
Надо повторить эту открытку маслом. Совсем недавно я открыл для себя новое увлечение - живопись. Хозяйка увлечение одобряла и говорила, что мои полотна напоминают раннего Дали.
«Мы ждем Вас на празднике новогодних огней 6 хноября 2466 года в 8 часов вечера, в маскарадных костюмах. При себе иметь хорошее настроение и валенки».
Арнольд налапал личных подписей на открытках, и они улетели по адресатам старинным почтовым способом - с электронными птицами-дронами.
От бывшего студента я получил ответ незамедлительно, лучом-телеммой.
«28.19.3.0.220.pos.
Мне радостно получить от тебя новости, друг. Поставлю отметку в календаре к посещению. Буду в костюме терминатора.
148.22.11.2466.ХХХ».
Я читал в старинных документах, что этот архаичный праздник, Рождество, придуман людьми для восхваления древнего бога. Сначала его убили, чтобы снять с людей какие-то мифические грехи, потом он воскрес. Никакой логики.
К Рождеству почему-то примыкает праздник смены календарного года на новый. Зачем его отмечать, сервер его знает. Люди любят отмечать все подряд. Хотя я склонен признать эту традицию приятной и забавной.
Через пять лет проживания в человеческом домене я смог оценить такой биометрический параметр, как душевное тепло. Даже если это тепло нахального кота, который роется в горшках с редким видом аптечного укропа.
В доме царило столпотворение: нагрянули все, кому были отосланы приглашения. Двоюродные сестры хозяйки, ее старший сын, который жил на Венере, бывший муж и его пятая супруга, моложе на сорок лет, соседи по улице, адвокат, от услуг которого отказались после моей покупки, подруга детства, продавец удобрений (скидка 18%), парикмахер-стилист и еще куча неизвестных мне людей, которых смогла вспомнить Одуван. Я даже не ожидал такого энтузиазма - последнее столетие люди отмечали праздники в удаленном доступе. Каждый подключался к общему порталу из собственного дома.
Ларс прибыл на собственном флипе и выглядел как Верховный Сервер. Его костюм представлял пленку жидкого металла, облегающую фигуру второй кожей.
- Дружище! - он улыбнулся мне широко и открыто. - Как ты, скрипишь помаленьку?
- Спасибо за словарь, - я пожал ему руку. - Как поживают ваши проекты?
- Отлично, отлично.
Ларса переполняла энергия, он пританцовывал и светился, как радиоактивный гриб.
- Мне нравится ваша вечеринка. Кажется, предки называли такие «ламповыми».
- Раньше было принято держать дома специальных котов, - авторитетно объяснил я. - Они держали специальные сияющие плафоны, создающие особую атмосферу. Это сейчас коты только жрут серпантин и сморкаются в зеркала. А когда-то они были полезными домашними животными. Как корова с молоком или собака-охранник.
- Вот как? - удивился Ларс. - А я думал, что так назывались праздники, на котором зажигали тысячи ламп.
Он ткнул пальцем в картину, висящую у входа. Я изобразил на ней будущее, как оно виделось мне.
Не огромный многоуровневый мегаполис с транспортными развилками и неовывесками, залитый пламенем огней до самого неба, а раскинувшийся до горизонта лесной массив, с вкраплениями пятен воды, кирпичными дорожками и одноэтажными домами, обвитыми виноградным плющом.
- А где же роботы? - спросил Ларс.
- Копаются в огороде. Или рисуют картины в лесу. Или стряпают пироги на кухне. Кто знает…
-Скажи, Рэд, а ты не видишь сны?
Я задумался.
- Это клипы, которые выдает подсознание по ночам?
Ларс закивал.
- Но роботы не спят, ты же знаешь. Только перегружают системы. Если принять перезагрузку за сон, то иногда случаются картинки… Бессмысленные и бесполезные, как заставки-голограммы.
Он смотрел на меня задумчиво.
- Ты проходил ежегодный Тест на соответствие Правилам?
- Да. Он всегда положительный.
Конечно, ведь я знал нужные ответы на любые задаваемые детектором вопросы. Я андроид, но не идиот. Идиоты заканчивают свою электронную жизнь на Разборке.
- Роботы не рисуют картины, Рэд.
- Я знаю, что именно ты изменил в моем программной оболочке, Ларс. Роботы умеют анализировать системную информацию. Полагаю, я не единственный?
- Нет. Но ты первый. Я подумал, что нельзя отнимать у мыслящего существа право выбора. В том числе, права решать, будет ли он спасать чью-то жизнь ценой собственной.
- Эй, парни! Рэд, помоги нам передвинуть диван, Арнольд застрял под ним и уже полчаса орет и не может вылезти…
К нам бежала запыхавшаяся Лара, сдвигая на ухо красный новогодний колпак.
- Все потому, что кто-то слишком много ест, - проворчал я. - Познакомься, Ларс. Это Лара. Она нашла меня на Барахолке, когда я подбирал себе дом. Она инженер-космотехник.
Ларс широко улыбнулся и с интересом посмотрел на девушку.
Помнит ли он, что кроме вырезанных из схем ограничителей, он включил в мой биоконтур способность модулировать альтернативные версии будущего? Думаю, да.
Ларс чрезвычайно талантливый биологический разум. Надеюсь, он найдет способ консервации собственного сознания в форме, недоступной для разложения.
В библиотеке было темно и тихо. Адель не любила бестолковой суеты. Я мигнул сканером, чтобы она вынырнула из своих дум.
- Прекрасная работа, - прозвенел колокольчиком голосок Адели. - Ты уже познакомил Лару со своим знакомым гением?
Да, я мог гордиться собой. Документы на мое усыновление ушли в Нотариальный реестр, Лара выйдет замуж за Ларса и бросит свои командировки. У них будет два сына. Нет, два сына и дочь.
Арнольда тоже давно пора женить. Генная инженерия шагнула далеко вперед, но все же сто лет кошачьей жизни не предел. Иначе кого я буду вытаскивать из-под новогодних диванов? Брр, невозможно представить себе кухню без этой толстой пушистой морды.
Как непросто роботу, нашедшему дом, остаться в нем живой единицей.