В центре Петербурга, около метро Сенная площадь, находится ничем не примечательный с виду Столярный переулок. Называется он так оттого, что когда-то здесь жили столяры Адмиралтейского ведомства.
(Если вам вдруг удобнее читать на Дзене, то вот ссыль:
ТЫЦ)
Ничего особенного, в основном доходные дома середины XIX века. В доме 14 некоторое время жил Достоевский.
Кому-то одной мемориальной доски показалось мало, поэтому о проживании здесь Фёдора Михайловича сообщают сразу две доски, висящие в соседних простенках :-)
Одна стандартная, как на всех исторических памятниках города:
А вторая позатейливее.
На самом деле, здесь написан не только роман «Преступление и наказание», но ещё «Записки из подполья» и «Игрок», но загадочные авторы мемориальной доски решили этого не сообщать.
Достоевский и своего героя, Раскольникова, "поселил" поблизости - в доме номер 5:
Кто там у нас на барельефе? А снова Достоевский. Хотя, наверное, да, изображение студента с топором пугало бы бабушек вечерами.
Собственно, сфотографировать этот дом я сюда и ходила (про этот и другие адреса проживания героев романа мы отдельно поговорим). А вот возвращаясь по переулку к каналу Грибоедова, мы заметили с подругой небольшую стайку молодёжи, рассматривающей что-то на доме №16:
Ребята явно были на экскурсии, т.к. к дому Раскольникова они тоже подходили - один парнишка что-то сказал про сам дом, а девушка с телефона прочла цитату из романа :-)
Поэтому стало интересно, что же они разглядывают. Мне особенно понравилось "и веселились":
Как именно веселились, написано на обратной стороне:
Видимо, по каким-то причинам к дому 18 крепить эту красоту не разрешили, поэтому она висит на шестнадцатом, но у стыка зданий. А Гоголь жил в доме, что на верхнем фото справа. Да и на фото дома №16 его тоже хорошо видно.
С весельем в Столярном переулке теперь всё не столь бурно, остался только один ресторан, как раз в доме, где жил Гоголь, и тоже, что забавно, с литературным названием:
Дом №18 упоминается у Гоголя в повести «Записки сумасшедшего». Герой повести, пройдя к Кокушкину мосту, останавливается перед большим домом:
«Этот дом я знаю, - сказал я сам себе. - Это дом Зверкова». Эка машина! Какого в нем народа не живет: сколько кухарок, сколько приезжих! а нашей братьи чиновников - как собак, один на другом сидит.
Сам Кокушкин мост в литературных произведениях упоминался неоднократно. В него упирается собственно Столярный переулок, который здесь и заканчивается у канала Грибоедова (дом Зверкова как раз на фото справа и его не видно, хех).
В 1829 году Пушкиным была написана эпиграмма на иллюстрацию к отрывку из «Евгения Онегина», опубликованному в «Невским альманахе»:
Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись жопой о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосье Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой.
Хотя на иллюстрации и в помине не было Кокушкина моста - просто с фамилией поэта уж больно хорошо рифмуется.
Столярный переулок - место действия неоконченной фантастической повести Лермонтова «Штосс». Кокушкин мост там тоже фигурирует:
По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, - да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивочной лавочке, когда оттуда вытаскивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке. Разумеется, эти картины встретили бы вы только в глухих частях города, как например… у Кокушкина моста.
(Почувствуйте по описанию, что за райончик был тут когда-то)
(Иллюстрация с сайта Citywalls.ru)
С Кокушкина моста начинается и действие романа «Преступление и наказание»:
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту.
А о том, где жили другие герои романа Достоевского, мы с вами поговорим в следующий раз.