Меня тут по непонятной причине потянуло на всяческие мистические ужастики. Захотелось прильнуть к истокам, похоже. Поскольку Мэри Шелли, Брэма Стокера и Говарда Лавкрафта и что-то из готических романов я уже давным-давно читала, пришлось искать дополнительные истоки, более поздние.
Делюсь тем, что наковырялось.
1. Айра Левин. "Ребёнок Розмари"
Отчего-то мне было скучно. Честно признаюсь, кино я не смотрела, как раз хотела... и даже по-прежнему хочу. Потому что не представляю, чтоб Полански снял по этому сюжету какую-нибудь нудятину. Но книга слишком, на мой взгляд, предсказуема, и оттого все подробности душевного состояния героини хочется опустить, ибо и так всё ясно.
При этом я прочитала ещё другой роман этого же автора, просто детективный, - "Поцелуй перед смертью", - и вот там абсолютно всё хорошо для того времени, когда всё это было написано.
Вообще у автора есть тяга к красочным описаниям, он любит именно картины быта, жизни, окружающей героев, но в какой-то момент (ну как по мне) они уже чрезмерны для создания атмосферы.
Так что, похоже, "Ребёнку Розмари" очень повезло с экранизацией. Видимо, это сразу надо смотреть, а не читать :-)
2. Уильям Хьёртсберг. "Падающий ангел"("Сердце ангела")
Уверена, большинство смотрели когда-то дивную киноху с молодым Микки Рурком и вечно шикарным Робертом Де Ниро.
Я тоже когда-то смотрела, но слишком давно, чтобы помнить какие-то подробности.
В общем, захотелось пересмотреть, а перед тем прочитать.
Попутно выяснилось, что роман переводили на русский довольно давно, и оба перевода имеют свои недостатки, а честно сказать, так и местами вообще фиговые.
Но! Мне всё равно страшно понравилось.
Ну то есть да, есть моменты, которые из романа можно бы совсем выкинуть, например, бесконечные описания маршрутов героя по улицам Нью-Йорка, которые совсем ни о чём не говорят читателю, который там никогда не бывал, да и сам НЙ с тех пор сильно изменился (хотя как раз в этом может быть особенная прелесть и определённое ретро, если есть возможность сравнить).
Но что при этом осталось - волшебнейшая атмосфера всего романа, причём я же знала, чем всё закончится, то есть для меня уже не было никакой интриги (а она там хороша, на мой вкус), но при этом получила огромное удовольствие.
И фильм потом пересмотрела с большим удовольствием. На многие детали после книги обращаешь отдельное внимание.
3. Абрахам Меррит. "Дьявольские куклы мадам Мэнделип"
Вот тут было очень смешно в итоге.
Автор прекрасно придумал технологию колдовства, отлично описал преступления и ход расследования... но забыл придумать мотивацию главной злодейке!
Это эпик фейл.
Куча трупов, и непонятно, во имя чего.
Хотя для 1932 года выпуска оооочень добротная вещь.
Но мне кажется, что мотивацию героям авторов учили прописывать намного раньше :-)
Для разнообразия полюбопытствовала и прочитала ещё некий туманный мистический рассказик того же автора "Три строчки на старофранцузском". Там было всё получше с мотивацией и даже полный романтИк, но всё равно чего-то не хватало.
Но зерно интересное есть, простим ему остальное.
4. Тим Пауэрс. "Врата Анубиса"
Это уже не истоки, автор наш современник.
Но роман этот понравился мне очень, и написан он в духе хорошей старой английской литературы (ну мне так показалось, по крайней мере). Единственный нюанс - Анубис в итоге оказался ни при чём практически. Но это такая мелочь по сравнению с идеей и воплощением.
Кроме того, в романе есть много деталей, которые показывают, что автор действительно не только хорошо знает британскую историю и литературу (и куда засылать попаданцев), но и умело вставляет туда свои мистификации (я про вымышленного поэта XIX века Уильяма Эшблесса).
Ещё детали этого романа внезапно оказались для меня замешаны в "законе парных случаев", когда упоминания о каком-то человеке или событии внезапно нападают на тебя со всех сторон. В данном случае это были упоминания об английском поэте Кольридже, что было совершенно нереально и оттого ещё более прикольно.
В общем, очень добротная литература, но толстую книгу осилят точно не все :-)
И о приколах нашего городка.
Третий день читаю очередную нетленку начала XX века:
5. Джозеф Конрад. "Сердце тьмы"
Пока что не похоже ни на что, прочитанное ранее. И в какой-то момент меня начали одолевать смутные сомнения.
Дело в том, что я была в курсе, что фильм "Апокалипсис сегодня" снят был по роману начала века, только время и место перенесены из Африки времён присутствия Франции в Конго в Юго-Восточную Азию времён войны во Вьетнаме. Но я, как обычно, напрочь забыла, как называлась оригинальная книга.
В общем, я вчера вечером поняла, что читаю именно её :-)
Страшно интересно, поскольку пока что ничего сильно похожего на события фильма ещё не произошло, и тем больше вся эта ситуация интригует. Помимо восхищения Копполой, нашедшим ТАКИЕ параллели.
Но и никакой обещанной мистики пока что нет. Вся в предвкушении.
А присоветуйте мне чего-нибудь тоже мистического-ужасного? Мне прямо не хочется останавливаться в освоении этого жанра. Стивена Кинга не предлагать, я его и так всего обчиталась уже давно.
#этолето