Художника всякий норовит обидеть...

Feb 25, 2021 23:29

Узнала тут интересненькое, несу поделиться.
«Космическую одиссею 2001 года» Кубрика смотрели когда-нибудь? Даже если нет, то наверняка в курсе, что она начинается с довольно впечатляющей "космической" заставки под симфоническую поэму Рихарда Штрауса "Так говорил Заратустра".
Если совсем-совсем не представляете, то вот вам полутораминутное видео. Уверена, в 1968 году на большом экране это выглядело более чем эффектно.

image Click to view




А история состоит в следующем.
Музыку для фильма Кубрика написал композитор Алекс Норт. Он сам по себе дядька с интересной биографией, но не буду отвлекаться. Норт до этого уже весьма успешно сотрудничал с Кубриком на фильме "Спартак". Для "Одиссеи" он написал материала почти на 2,5 часа. "Норт сравнивал усилия по созданию этого саундтрека с написанием двух симфоний" (с).
Но в самый последний момент перед выходом в прокат Кубрик переработал концепцию*** и заменил всю музыку Норта на классику, пусть и достаточно авангардную. Композитор узнал об этом только на премьере.
Норт во всех интервью говорил, что его музыка была лучше.
Дирижёр и композитор Джерри Голдсмит назвал решение Кубрика идиотским.

Но однажды кое-кто подсуетился и совместил музыку Норта с кадрами "Одиссеи", восстановив изначальную идею. Там вступление и часть первой сцены "Рассвет человека".
И знаете что? По-моему, Кубрик был прав :-)
Музыка Норта, на мой взгляд (вернее, ухо), довольно сильно набита клише типа "внезапно", "опасно" и "ой, сейчас что-то будет". Какой-то неоправданный перегруз медными духовыми, плохо соотносящийся с картинкой. Диссонирующие моменты как будто выдернуты из Бернстайна (не так много лет прошло с появления "Вестсайдской истории"), но если у того они вписывались в общую канву мелодии и идеально гармонировали с движением в кадре, то здесь оказались вне контекста.
А местами этот саунд навеял мне мысли вообще об Индиане Джонсе (я понимаю, что Джонс появился позже, я о принципиальной разнице в характере музыки для приключенческого кино и той саги, что создавал Кубрик).

Короче, для тех, кто заинтересовался.

image Click to view



Ну и в итоге спрошу:
Poll Прав был Кубрик?

***Кубрик убрал из фильма 10-минутный пролог, целую сюжетную линию об инопланетянах и весь закадровый комментарий.

Кстати, хочу порекомендовать любителям кино тот пост, где я прочитала про этот казус с музыкой. Там есть и другие факты/домыслы/истории об известных фильмах, например, конспирологическая теория о том, что "Омерзительная восьмёрка" Тарантино - это "Нечто" Карпентера на Диком Западе. ТЫЦ

#наулицезима

oops, отморозки в поисках ледяной свежести, пракино, культурное, тряпки жжем смеемся, мыслишки, #наулицезима, произведения искства надо куда-то девать, всё так и было! точна-точна, music

Previous post Next post
Up