Храм богини Хатхор

Oct 08, 2020 05:26

Наверное, каждый любознательный турист в своём списке хотелок-достопримечательностей Египта после пирамид ставит вторым пунктом Луксор и Карнакский храм (и правильно делает). О Дендере я узнала только потому, что она была включена в программу экскурсии в Луксор, но это волшебное место совершенно точно стоит того, чтобы его увидеть и потом о нём рассказать.



Все фото лежат ТУТ

Хатхор в египетской мифологии, как и большинство в пантеоне, многофункциональна. Но она, кстати, одна из немногих там присутствует с человеческой головой, хотя в некоторых областях изображалась с ушами коровы. (Ну ладно, ладно, сначала, в совсем древние времена она почиталась как небесная корова, родившая Солнце).

Хатхор - Богиня неба, радости, любви, опьянения, материнства, плодородия, веселья и танцев.
В поздние периоды древнеегипетской истории Хатхор отождествлялась с богинями любви и красоты других народов, в частности с месопотамской Иштар, греческой Афродитой, римской Венерой и германо-скандинавской Фрейей.
Посмотрим на портрет нашей красотки:



Центр культа Хатхор располагался как раз в Дендере, которую я и хочу вам показать. Хатхор так и называли - "владычица Дендеры". Территориально Дендера находится в 60 км от Луксора.



Храмовый комплекс обнесён кирпичной стеной и имеет немаленькую площадь в 40 тыс. квадратных метров. Строился он в поздний, греко-римский период, при греческой династии Птолемеев, а они правили совсем "недавно" по египетским меркам - с 305 г. до н. э. по 30 г. до н. э., уже после завоевания Египта Александром Македонским. Храм строился около 200 лет, и строительство закончилось уже при императоре Тиберии, когда Египет вошёл в состав Римской империи. Поэтому на территории храма присутствуют римские колонны, что смотрится весьма странненько, если не знать историю.



Храм был долгое время занесён песком, оттого и сохранился относительно хорошо, хотя от всяческого вандализма его это всё равно не спасло. Верхние помещения использовались в качестве конюшен, где разводились костры, отчего потолки и сегодня покрыты копотью, а многие росписи не могут быть восстановлены.
Впервые раскапывать храм начали в 1876 году немецкие археологи, но на стенах есть и более старые отметки вида "Здесь был Вася":



Да, Васи прошлых столетий не ленились вышкрябывать в камне не только имя, но и дату.



В Карнакском храме, кстати, на более масштабных колоннах и тогдашние Васи отмечались значительно масштабнее, я имею в виду размеры выцарапанных букв. Но мы отвлеклись, Карнак я покажу как-нибудь потом.
Поскольку была я в этом месте целых десять лет назад (привет хэшмобу #10yearstravelchallenge ), то многое стёрлось из памяти, а кое-что из рассказанного гидом вообще оказалось лажей. Поэтому я сейчас позволю себе процитировать маленький кусочек из Википедии с описанием храма, хоть это и против моих принципов, а потом покажу фото с минимальными комментариями.



"Внутри [храма] находится огромный гипостильный зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор. На потолке изображены астрономические сцены, на стенах - описание царского визита в храм. На крыше помещалось несколько небольших святилищ Осириса, в одном из которых изображены солнечный диск и зодиак (Дендерский зодиак, выставленный сегодня в музее Лувра. Копию изображения можно увидеть в музее Египта.)"

Слишком скромненькое описание, КМК :-)

Больше всего во всём храмовом комплексе потрясает то, что резьбой или рисунками покрыто абсолютно всё, даже ворота.



Фигурка внизу справа у ворот - это Бес (Бесу), собирательное название различных карликовых божеств, считавшихся хранителями домашнего очага, защитниками от злых духов и бедствий, покровитель семьи. Румяненький, язык показывает, щёки до сих пор хранят следы краски. Хотя сдаётся мне, кое-чего ему всё-таки отбили.



Тушка сфинкса. Вообще на территории именно этого комплекса он тут чуть ли не единственный, в отличие от того же Карнакского храма.



Изображение на стене покрупнее:



Справа от входа находится маммиси - так называется часть храмового комплекса в Древнем Египте, выстроенная в виде небольшого храма и находящаяся внутри окружающей главный храм стены, в правом внутреннем углу по отношению к пути сакральных процессий.



Если память меня не подводит окончательно, этот небольшой храм посвящён Исиде. Хотя, может, и подводит :-)



Он тоже весь покрыт изображениями внутри и снаружи.



Упс, это потолок.



Но самой интересной была серия изображений на фото ниже. По словам гида, после завоевания Египта Александром Македонским тот озаботился созданием легенды о своём божественном происхождении, ведь фараоны вели происхождение от богов, а он собирался править Египтом в составе своей огромной империи. И на этих изображениях маленький (и растущий от картинки к картинке) Александр играет на коленях у вырастившей его Исиды.



Очень красивая легенда. Но если посмотреть на примерное время постройки храмового комплекса, то становится видно, что строительство началось уже после смерти Александра. А с чего бы Птолемеям поддерживать эту легенду, они Македонскому ничего не были должны вроде бы. Так что увы.

И слева в ряду на двух левых картинках всё-таки не Исида, а Хатхор, судя по её рогатой короне, держащей солнце.

В поздний египетский период в маммиси проводились обряды, посвящённые таким темам, как свадьба, рождение, воспитание ребёнка и вступление в права наследия. В греко-римский период празднества в маммиси связаны уже с культом божества Бес, того самого, что был на фото выше. Так что насчёт посвящения Исиде тоже бабушка надвое сказала.

А мы отправляемся смотреть главный храм комплекса.









Вот он, тот самый гипостильный зал, о котором пишет Википедия.



Капители всех колонн представляют собой изображения Хатхор. К сожалению, у всех отбиты лица. Есть теория о том, что это делали грабители, боясь мести духов умерших фараонов, считая, что они, фараоны, продолжают жить в своих изображениях. Ну а чего уж говорить о богине. Правда, учитывая высоту колонн и количество изображений, есть ощущение, что грабители должны были слегка надорваться портить портреты Хатхор.
24*4 = 96 лиц Хатхор только в одном этом зале и на немаленькой высоте. А были же и другие залы.
Но увы, тем не менее это всё было сделано, похоже, ещё до арабского завоевания Египта. Арабы тоже внесли свою лепту в разрушение местных памятников, ещё более грубо, просто используя их в качестве строительных материалов.



Похоже, это и есть то самое "описание" царского визита в храм.



Объемы нанесённых изображений впечатляют.



Потолок. "Астрономические сцены". Даже краски сохранились (скорее всего, подреставрировали, но тем не менее).



Все другие внутренние помещения также испещрены рисунками, нет ни одной гладкой стены.









Это коридоры, подъём на верхний этаж. Процессия жрецов.





Наверху есть некоторое количество небольших святилищ и открытая площадка.



Всё те же лица Хатхор на колоннах.





Вот эта "чеканка" на потолке одного из святилищ верхнего этажа очень сильно похожа на тот самый Дендерский зодиак, который сейчас в Лувре. Похоже, что здесь всё-таки оставили ещё одну копию, не только в музее в Каире, как говорит Вики.



Можно сравнить с фото оригинала из Лувра (фото из Википедии):



(Автор фото Chatsam)

Вики пишет, что этот зодиак датируется 50 г. до н.э., потому что на зодиаке изображено расположение пяти планет, известных египтянам, которое повторяется раз в тысячу лет, а также два затмения.
Солнечное затмение указывает на дату 7 марта 51 г. до н. э.: оно показано кругом, внутри которого богиня Исида держит бабуина (бога Тота) за хвост. А лунное затмение указывает на дату 25 сентября 52 г. до н. э.: оно показано кругом, внутри которого Глаз Гора.
(Желающие могут всё это поискать самостоятельно, я точно пас).

Ещё в одном из святилищ на весь потолок нанесено изображение богини неба Нут, пожирающей и рождающей солнце. Спустя 10 лет склеила наконец из отдельных фрагментов это фото.



А в другом святилище во всю стену рассказана легенда об Осирисе, полный круг до его воскрешения.



Бабуин - бог Тот - собственной персоной:



И без скарабея никуда :-)



При храмовом комплексе был священный бассейн (так и хочется написать - с бегемотами, но нет), питавшийся водой из Нила. С тех пор Нил слегка обмелел, но выросшие вокруг бассейна финиковые пальмы имеют какие-то фантастические размеры. Да и финики с них безумно вкусные.
Бассейн находился за стеной на фото, и на внутренней стороне стен к нему спускается лестница. Только самого бассейна уже практически нет.



А на этом, пожалуй, всё о Дендере. Следующая остановка - Луксор.



Спасибо творческому приключению #блогерскаяосень за то, что я наконец-то полезла раскапывать свои фотоархивы.

#блогерскаяосень, архивы, поездки, Египет, отморозки в поисках ледяной свежести, romantique, культурное, архитектура, пазнаватильна, #10yearstravelchallenge, прекрасное, до нашей эры

Previous post Next post
Up