Один из любимых театров Петербурга вновь порадовал премьерой.
"Билли Каспер" - пьеса Алексея Житковского по мотивам повести Барри Хайнса «Пустельга для отрока». Это повесть о подростках и для подростков, но возрастная категория спектакля 16+ сразу намекает нам на то, что розовых соплей здесь ждать не приходится.
Предыдущие походы в театр Малыщицкого уже приучили меня к тому, что обычных постановок тут не бывает :-) И этого уже ждёшь всякий раз, когда идёшь в этот театр снова. Ожидания оправдались и сейчас.
Действие здесь происходит не только на сцене, но и за её пределами и даже в полной темноте. Какие-то звуки, интонации вызывают множество дополнительных ассоциаций, добавляют штрихи к картине происходящего и заставляют задуматься о том, сколько же выразительных средств используется здесь по сравнению с другими театрами. Причём это всегда очень точное попадание в зрителя.
А спектакль можно показывать и в таком вот "лесу", но зритель прекрасно увидит в нём и школу, и дом, и библиотеку, и сарай, и весь посёлок целиком.
Из анонса: "В основе романа лежит история мальчика Билли, который живет в английском рабочем поселке. Он хочет изменить предначертанный сценарий жизни. Билли подрабатывает и подворовывает, в школе на него вечно кричат недовольные учителя и бьют старшие ученики. У него нет друзей, а увлечения сверстников Билли не разделяет - ему скучно играть в футбол, так же как скучно курить за углом школы. Он был никому не интересен, в том числе своему старшему брату. Все изменилось, когда в его жизни появился птенец пустельги. Мальчик приручал птицу, посвящал ей все свободное время и благодаря этому стал интересен и своим сверстникам."
Мрачноватая завязка.
В постановке атмосфера этого шахтёрского посёлка чувствуется сразу, но режиссёру Вере Поповой удачно удался баланс между общим характером произведения и привнесённым в него юмором. Ирония проявляется во множестве мелких деталей: звуках "Богемской рапсодии" вместо псалма, знакомых интонациях любой навязчивой рекламы, "Angry birds" из телефона физрука и многом-многом другом.
Не смогла удержаться, сняла маленький фрагмент одной из самых первых сцен спектакля: какое шикарное звуковое оформление!
Click to view
Ещё одной фишкой спектакля является то, что роли в нём не есть величина постоянная. Сам главный герой, Билли, исполняется в ходе спектакля то одним, то другим артистом; то же самое происходит и с другими персонажами. Получается интересный эффект: как будто характер героя предстаёт с разных сторон в разных обстоятельствах.
Близость к зрительному залу заставляет поверить, что ты сам сидишь на уроке в этом классе и готов поднять руку, чтоб ответить на вопрос учителя.
Да и учитель - вот же он, присел прямо перед тобой вместо вызванного к доске пацана...
...и вместе с тобой слушает его историю.
Секрет достоверности происходящего отчасти кроется в биографии автора повести:
"Барри Хайнс родился в шахтерской деревне недалеко от Барнсли. После неудачной сдачи школьных экзаменов Хайнс поступил на службу в Национальную угольную корпорацию в качестве подмастерья. Проработав некоторое время на шахте, Хайнс решил вернуться к учебе, и сдав экзамены, поступил в Лафборский Колледж на преподавательский факультет. В течение нескольких лет после окончания колледжа работал учителем физкультуры." (с LiveLib)
Его герой, Билли Каспер, видимо, сильно похож на него самого. Как и физрук, как и другие персонажи. Он написал о собственной жизни. Единственное отличие которой на том временном отрезке, что показан здесь, состояло в том, что самому-то автору всё же удалось вырваться из предначертанного круга и как-то изменить свою жизнь к лучшему. Что в случае с его героем Билли под большим сомнением.
И вот тут-то при всех достоинствах спектакля не могу не упомянуть о мрачном ощущении, которое он оставил. Вообще по характеру и тональности эта повесть и спектакль сильно перекликаются с пьесами Мартина МакДонаха, которые привозил к нам в город пермский театр "У Моста": в их
"Сиротливом западе" была ровно такая же атмосфера и безнадёга, и, судя по всему, время действия происходит в те же годы. Очень правдивая картина жизни небольших английских (у МакДонаха - ирландских) рабочих посёлков послевоенного периода. Но если у МакДонаха в пьесе наступает переломный момент, в результате которого у тебя остаётся надежда на то, что всё ещё может измениться хоть немного к лучшему, то спектакль "Билли Каспер" такой надежды не оставляет.
Но зато оставляет сильные впечатления и очень долгое послевкусие, а не за этим ли мы сюда приходим?
P.S. «Пустельга для отрока» была экранизирована в 1969 году в Великобритании под названием "Кес" и вошла в сотню лучших британских фильмов (где-то промелькнуло, что на седьмом месте).
Ходите в театр!