А проверять эту фразу Коко Шанель я ходила на крупнейший в Петербурге завод по производству ювелирных изделий
"Русские самоцветы" ;-)
Когда-то давно, 5 лет назад, я побывала в
ювелирных мастерских, производящих ювелирку из серебра. Поэтому поход на "Русские самоцветы" лично для меня был интересен не только сам по себе, но и с точки зрения сравнения:
- отличаются ли технологические процессы при работе с серебром и золотом;
- есть ли разница между крупным заводским производством и небольшой мастерской, помимо объемов;
- как изменилось производство ювелирных изделий с древних времён.
Всё начинается с эскиза. Сейчас вовсю используется 3D-моделирование и 3D-принтеры. По эскизам изготавливается мастер-модель. Вот это голубое колечко на пальце художника или заколка (шляпная булавка?) в её другой руке:
В старину мастер-модель выпиливали вручную из металла. Сейчас мастер-модель делается из пластика.
В серебряных мастерских скульптор по эскизу вручную лепит модель из воска. Там рассказывали, что даже самые опытные 3D-модельеры не могут сделать модель "живой", привлекательной своей естественностью, поэтому они и прибегают к работе скульптора.
Но тут ничего подобного бегемотом замечено не было.
Модель из компьютерной превращается в "материальную". Сейчас широко используются 3D-принтеры.
А отсюда мы уже идём собственно на производство. К сожалению, различные участки мы обходили не в порядке полного производственного цикла изготовления ювелирного изделия, а в порядке их расположения друг за другом на территории завода. Поэтому получилось послушать о разных отдельных технологических процессах, а вот посмотреть на цельную картину того, как эскиз превращается в готовую шкатулку или колечко, я вас всё же адресую
в тот свой старый пост, где все этапы расписаны последовательно и подробно.
Мы же сейчас на участке штамповки. На штампе в руках нашего гида двуглавый орёл, штампуемый на серебряных ложках и вилках.
Уже проштампованные заготовки:
Общий вид участка выглядит вот таким непонятным образом (внутрь не пускают):
Он соседствует с давильным участком. В чём отличие от штамповки, не слишком понятно, тем более, что на полочках видны те же самые штампы, как и тот с орлом.
Участок восковых форм. Вот тут мы как раз возвращаемся к основной проверенной веками технологии.
Здесь изготавливаются восковые копии мастер-модели.
Такую "ёлочку" я видела и в прошлый раз.
Далее "ёлочка" помещается в дырявый стакан (не знаю правильного названия). Туда наливают форму-массу из гипса; когда гипс высыхает, то получается гипсовый стакан, внутри которого восковая ёлка.
Далее этот стакан ставится в печку, воск оттуда вытекает и там остается пустота, в которую потом заливается золото или серебро. Потом из готовой "ёлочки" спиливаются детальки - это могут быть колечки, или дужки для серёжек, и т.д.
Резиновая форма в гипсе:
Изделия с эмалью. Как наносится эмаль, мы как раз проходили на мастер-классе :-)
Серебристая ваза - это заготовка без эмали, а разноцветная - готовая.
Интересный и отличающийся от всего, что я уже видела - участок гальванопластики. Здесь резиновая мастер-модель покрывается тонким слоем металла под действием электрического тока в гальванической ванне. Получившаяся тонкая металлическая деталь полностью повторяет рисунок мастер-модели.
А на этом свой рассказ я и закончу.
Не знаю насчёт фразы Шанель, а вот подстаканнички произвели на меня большое впечатление. особенно ценник :-)
Спасибо заводу за экскурсию!
#russam #russamexcursion #russamocvet #russammarket #russamocvet_story #russamworkshop