В недавнюю поездку в Выборг бегемот специально приехал в город пораньше, до того, как подтянутся наши основные силы, чтобы успеть погулять в парке Монрепо, где я умудрилась до этого ни разу не побывать, хотя в Выборг ездила дважды. Ну, так получилось. Но наслышана я об этом парке была давно, и первым в списке объектов, на фоне которых мне хотелось запечатлеть свой светлый образ, стоял остров Мёртвых, он же остров-некрополь, он же Людвигштайн, Эрихштайн, Эрмитаж и Скала отшельника.
Всё, что я смутно помнила об этом острове, сводилось к тому, что, во-первых, он является фамильной усыпальницей владельцев парка, баронов Николаи, и помимо этого весь такой мистический, загадочный и обросший старинными легендами. Сплошная романтика, в общем.
Не буду томить, селфи с островом я в итоге сделала :-)
А вот с романтическими легендами вышла прелюбопытнейшая история. Стоило копнуть интернеты, как тут же выяснилось, что все связанные с островом легенды исключительно литературные и специально придуманы с целью романтизации острова.
Людвиг Генрих Николаи первоначально называл остров Эрмитажем или Скалой отшельника и планировал построить здесь... готический замок-руину. В конце XVIII в. Европу охватил интерес к готике, и "искусственная древность" была исключительно модной в европейских садах.
Но замок был нужен Николаи не только для украшения парка. Людвиг Генрих успел сочинить целую историю - вдумайтесь! - для будущего замка. Он опубликовал её в поэме "Имение Монрепо в Финляндии. 1804".
Это легенда о шведском короле Эрихе, заточённом своим братом Юханом в башне на острове. По Николаи, после девяти лет заточения Эрих был отравлен братом, и, как сказано в поэме, дух Эриха...
"...всегда в полночный час Вкруг камня этого, свирепый, бродит Проклятья шлёт, цепями громыхает И оглашает воем грот Медузы".
Прототипом Эриха послужил реальный исторический персонаж, шведский король-шизофреник Эрик_XIV, свергнутый своими братьями и проведший последние годы жизни в заточении. Похоже, что он действительно был отравлен мышьяком, согласно современным исследованиям.
Что забавно, Эрик XIV даже в Выборге бывал, так что барон Николаи в своей поэме всего лишь "поселил" его дух к себе на остров :-)
А вот вторая легенда вообще была придумана совсем недавно. В начале 1970-х гг. на страницах газеты "Выборгский коммунист" (это издание живо и по сей день и называется "Выборг") открылась рубрика "Легенды нашего края". Рубрику придумали члены литературного объединения, действовавшего при газете. Основная идея рубрики - "легенды не только отражают “седую даль веков”, они создаются в нашем городе и сейчас, в бурные годы строительства коммунизма”. В рамках этой рубрики и появилась легенда про цыганку Стешу. У неё даже есть автор - экскурсовод, сотрудник Выборгского краеведческого музея Е. Нагимова.
В легенде рассказана история любви молодого барона Николаи, сына президента Российской академии наук, и Стеши, певицы цыганского хора у "Соколовского яра" на окраине Петербурга. Влюбившись в Стешу, молодой барон решает жениться на цыганке, объявляет об этом отцу и получает запрет на женитьбу. Молодой барон задумывает побег со Стешей за границу, договаривается с капитаном шведского корабля. Согласно плану, барон со Стешей должны ночью в лодке ждать судно у берегов острова Людвигштайн. Однако капитан предает молодых влюбленных, и старый барон приказывает их схватить. Влюбленные кончают жизнь самоубийством, старый барон решает похоронить сына на острове Людвигштайн, после чего весь остров объявлялся заповедным, и впредь все близкие и дальние родственники должны быть захоронены только здесь, на острове Мертвых. "Цыганочку, забытую всеми, похоронили на окраине Петербурга, скромно, незаметно. Старый барон распорядился нарисовать во весь рост портрет сына, а затем, поколебавшись, и портрет Стеши. Оба портрета были помещены в рабочем кабинете барона". Статья заканчивалась утверждением, что умерший в 1919 г. последний барон Николаи, Пауль, в своем завещании "оставил парк жителям Выборга, лишь остров Мертвых должен был остаться навсегда в тишине и покое. Пусть всегда навевает этот остров стремление к горячей, чистой любви!"
[что не так с этой легендой, по мнению сотрудников парка-заповедника Монрепо] Любопытно, что во всей этой "легенде" нет ни одного имени (автор оперирует выражениями "молодой барон" и "старый барон"), кроме Стеши и последнего барона Николаи - Пауля, а также никаких указаний на время событий. "Старому барону" (под которым, очевидно, подразумевается Л.Г. Николаи) приписано использование солдатского труда, дорожкам присвоены несуществующие имена, а крупного российского дипломата, Пауля Николаи, женатого на представительнице одного из видных аристократических родов Франции и умершего в Монрепо в возрасте 89 лет, автор "легенды" приговорила к самоубийству в юном возрасте - да еще при жизни своего отца, который в действительности умер, когда Паулю было 43 года.
Несмотря на полную неправдоподобность "легенды" (а может быть, как раз благодаря этому), она прижилась и получила широкое распространение. Сотрудники парка пишут о том, что им неоднократно доводилось встречать людей, которые ничего не знают о Монрепо, но уверенно "вспоминают" выдуманную цыганку Стешу :-) Впрочем, они не исключают, что создательницей этой истории двигали вполне благие побуждения.
А вот, в отличие от придуманных легенд, некрополем остров называют не случайно. Он в действительности является островом-кладбищем, где похоронены все бароны и баронессы Николаи. К сожалению, капелла и кладбище пришли практически в аварийное состояние и не факт, что в ходе недавно начавшейся реставрации всего парка их приведут в порядок.