"Сказки Гофмана" в театре "Зазеркалье"

Mar 19, 2015 11:03

о существовании этой оперы я узнала совсем недавно, и она меня сразу заинтриговала.
во-первых, взрослым сюжетом, в основу которого легли сказки Гофмана.
во-вторых, это единственная, так и оставшаяся незаконченной опера Жака Оффенбаха, гения оперетты.
история этой оперы полна приключений и какое-то время произведение считалось приносящим неудачу.
ну и наконец, я посмотрела фотографии с постановки театра "Зазеркалье" и решила непременно увидеть ее своими глазами.



в целом эта постановка оставила у меня неоднозначное впечатление.
давайте сначала о хорошем.

эта опера прекрасна и легка и подходит даже неискушенному зрителю. качественная интрига и мистика в сюжете сочетаются с замечательной, такой узнаваемой французской оперной музыкой конца 19 века, но при этом счастливо избежавшей некоторого занудства и угрюмости своих французских коллег (я про господ Гуно и Массне) :-)
а баркаролу из третьего акта наверняка слышал каждый - она звучит во многих художественных фильмах и считается одной из самых популярных мелодий в мире.


опера достаточно нетребовательна к декорациям и может без потерь представать перед зрителем и в минималистичной современной постановке, как это реализовано в театре "Зазеркалье", и в "старинной" костюмной (я видела в записи восхитительный вариант постановки в Ковент-Гарден, далее по тексту использованы кадры из Ковент-Гарден, фото из постановки театра "Зазеркалье" доступны в их группе ВКонтакте).

поэтому очень рекомендую не проходить мимо, если у вас вдруг появится желание сходить в оперу.


сюжет представляет собой переработку рассказов Гофмана («Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель»), при этом в качестве главного героя всех трёх историй выступает сам писатель, а не созданные им персонажи. истории объединяет общая тема воспоминаний Гофмана о его неудачных романах - и прошлых, и нынешнем, героиня которого является собирательным образом всех трёх предыдущих красавиц. нашлось место и мистике, и человеческим порокам, и философии.
мне не хотелось бы здесь полностью рассказывать сюжет, но в конце поста для заинтересовавшихся есть ссылка на хороший источник.

а теперь о "страшном и непонятном" конкретно в "Зазеркалье".


во-первых. язык исполнения.
"Сказки Гофмана" - второй спектакль этого театра, который я видела. первым была "Золушка" Россини.
в обеих операх переведены на русский язык диалоги героев (речитативы), а арии исполняются на языке оригинала.
но если у Россини арии от речитативов всегда чётко отделены, и герои "разговаривают" под клавесин, то здесь действие более динамичное и непрерывное, поэтому переходы от русского к французскому и обратно случаются внезапно и в больших количествах, что в конечном результате вызывает недоумение - зачем это всё.


кроме того, табло с подстрочным переводом включается лишь на французский текст (что естественно), но не у всех исполнителей оказалась нормальная дикция, в результате часть текста, пропетого кое-кем на родном русском неразборчиво, оказалась непонятой.
такие вставки перевода для данной оперы совершенно необоснованны и только мешают зрителю, рвут общую картину.


во-вторых. программка.
всю жизнь, с далёкого детства я привыкла к тому, что в программке музыкального театра кратко, но адекватно изложено содержание. это стало еще более актуально, начиная с 90-х, когда ранее переводные спектакли стали исполняться на языке оригинала.
программка помогает не только человеку, впервые попавшему в театр (а таких, поверьте, значительно больше, чем кажется на первый взгляд), понять, что происходит на сцене, но и относительно заядлому театралу определиться кое с какими подробностями.


в последнее время я привыкла к тому, что содержание в программке раза в два подробнее, чем краткое изложение в Википедии.

программа особенно актуальна для произведений, предполагающих неоднозначную трактовку. "Сказки Гофмана" как раз относятся к их числу. композитор не успел закончить оперу полностью, ее постоянно переписывали исследователи и последователи, и даже порядок актов оперы непостоянен в разных постановках.
поэтому как раз ждёшь, что театр расскажет чуть подробнее, что происходит именно на его сцене.


а теперь давайте проведем эксперимент.
в конце поста под спойлером приведен скан программки.
пробегитесь глазами и скажите мне, а что за персонаж такой - Никлаус.
а он там есть и, более того, занимает одно из центральных мест. а в классических постановках он еще и оказывается переодетой музой господина Гофмана, который в конце, потеряв свою очередную пассию, явно должен всего себя отдать своей музе.
а вот в постановке "Зазеркалья" наш герой Гофман умирает, а его последняя любоффь появляется на сцене... без слов, молча - ее роль сократили до проходов по сцене.

в-третьих. декорации.
декорации также оставили неоднозначное впечатление. мне очень понравился минимализм и функциональность реквизита на сцене. но ёлки-палки. вся задняя часть, выполненная из какого-то дешевого полупрозрачного пластика - это лютый ппц. если в состоянии покоя (см. верхнее фото, сделанное перед началом спектакля) оно еще как-то прилично смотрится, напоминая некий металл, то при любом касании начинает вибрировать и переливаться непонятно чем. один раз в патетический момент это было оправдано - умело пущенный осветителем луч сымитировал пробегающую молнию aka мистика. но всё остальное время это был дешевый пластик.
я, конечно, понимаю, что бюджеты постановок с Мариинкой, где даже завалящие вымпелы на древках сделаны из натурального шелка (нафига???) - сама щупала - несопоставимы, но всё же поймите меня правильно. в той же "Золушке" были очень оригинальные и красивые декорации при всей их дешевизне. и дело тут не в бюджете, а в чувстве прекрасного у художника и постановщика.

закончить хотелось бы всё-таки на приятной ноте.
общее впечатление от спектакля однозначно хорошее.
очень понравилась Елена Заставная в роли Антонии. хотелось бы ее увидеть еще в разнохарактерных образах. у всех остальных артистов было вполне ровное и качественное исполнение, но выделить особо - вот так, чтоб "ах!" - больше никого не хочу. исполнитель роли Гофмана, Виктор Алешков, замечательно справился с партией, но, наверное, этого и следует ожидать от заслуженного артиста РФ :-)

хочу поблагодарить alex_anv за приглашение, а коллег veronika_stef и ta_samaya за хорошую компанию.



и последнее.
надеюсь, что хоть кто-то из администрации театра это всё-таки читает, поэтому хочу обратиться напрямую.
господа, наличие такого мощного синдрома вахтёра у вашего капельдинера - это надо поискать. пожалуйста, донесите до него мысль о том, что даже замечания публике можно делать вежливо, а в большинстве случаев, когда он бежит вставать на стражу порядка, никакого криминала вообще не происходит.
на той же "Золушке" мы с коллегами стали свидетелями того, как он очень неприятно накричал в антракте на молодых девчонок, которые хотели сфотографироваться на фоне сцены и оркестровой ямы, прислонившись (ах, боже мой!) к сцене. было настолько много шума о том, что воспитанные люди должны знать, как себя вести, что мы морщились из середины зала. во-первых, девочки абсолютно адекватно себя вели и ничего не нарушали. во-вторых, можно было просто подойти к ним и попросить отойти, если уж ему так было это необходимо. в-третьих, загляните в ту же Мариинку - даже в дни каникул, когда театр переполнен детьми, ни один капельдинер не шугает народ от оркестровой ямы. тем более с такими претензиями.
в-четвертых. это уже о другом инциденте. если сотрудник хочет сделать замечание во время спектакля, он может его сделать тихо и вежливо. а не истерить, не прибегать потом в антракте для выяснения отношений и не выговаривать еще и соседям "нарушителей" (это, по-моему, вообще за гранью добра и зла).

вы же понимаете, что всё это никак не способствует желанию тех же девочек прийти в ваш театр еще раз. а в случае необоснованного превышения служебных полномочий лишь провоцирует на дальнейшее, демонстративное нарушение неписанных правил.

вот он, этот господин, стоит на страже непонятно чьей нравственности. простите, у меня нет желания спрашивать, как его зовут, но я уверяю вас, что в следующий раз я это сделаю для оформления письменной жалобы.
также прошу вас донести до этого сотрудника, что исполнение им своих угроз будет квалифицироваться минимум как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП, а максимум - уже в соответствии со ст. 161 УК.



[и наконец обещанная программка:]
программка



вменяемое содержание можно прочитать вот тут.

oops, режопера, пичаль, отморозки в поисках ледяной свежести, пратиатр, romantique, культурное, мыслишки, Театр Зазеркалье, праоперу, друзья, music, фото

Previous post Next post
Up