Вообще эта выставка открылась ещё в июне, но я всегда долго запрягаю и часто вскакиваю в последний вагон уходящего поезда. В Зимнем на третьем этаже открыли Галерею графики. Теперь она там всегда будет, но каждые четыре месяца экспозиция будет меняться. Это связано с тем, что гравюры плохо переносят выставочное освещение, они выгорают и ветшают. Именно поэтому гравюры отсутствовали раньше в постоянной экспозиции Эрмитажа.
Галерею (на самом деле это довольно громкое название для нескольких небольших залов) решили открыть чем-нибудь значительным. Поэтому извлекли из фондов самое вкусное: Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Гойю и других. Естественно, бегемот захотел на всё это полюбоваться, пока работы не исчезли обратно в запасники.
Так, на Иорданской лестнице попозировала, пошли теперь смотреть, что мне понравилось.
Как вы уже поняли, освещение там приглушённое, поэтому что-то, возможно, покажется темноватым.
Гравюры и рисунки составляют пятую (!!!) часть всей коллекции Эрмитажа. А вообще в фондах музея хранится порядка шестисот тысяч гравюр и рисунков европейских мастеров. Так что придётся ходить к ним каждые четыре месяца и смотреть очередную порцию :-)
Текущая выставка посвящена связи гравюры и рисунка.
Большинство экспонатов и представлено на выставке парами: гравюра и рисунок. В каких-то случаях рисунок представляет собой предварительный эскиз, в каких-то - наоборот, рисунок сделан с гравюры какого-нибудь известного мастера. Ну и я такие работы тоже буду выкладывать парами, потому что сравнивать их - это самое интересное.
Но сначала Дюрер, с которого и начинается вытавка.
(Дюрер. Мадонна с младенцем, 1515, уголь. Единственный сохранившийся картон для витража в церкви святого Зебальда в Нюрнберге)
(Дюрер. Святое семейство с тремя зайцами, ок. 1497, ксилография)
(Жак Белланж. Этюд фигуры апостола, после 1610, перо и кисть)
(Жак Калло. Партер Нанси, 1625. Рисунок)
А вот это уже его же офорт:
(Жак Калло. Партер Нанси, 1625. Офорт)
(Жак Калло. Въезд господ де Кувонж и де Шалабр, ок. 1627. Рисунок)
(Жак Калло. Въезд господ де Кувонж и де Шалабр. лист из серии "Битва у барьера", 1627. Офорт)
(Жак Калло. Искушение святого Антония, 1635. Офорт)
(Жак Калло. Искушение святого Антония, ок. 1635. Рисунок, расчерчен на квадраты)
(Рембрандт ван Рейн. Этюд юноши в восточном костюме. 1630-31. Сангина)
(Рембрандт ван Рейн. Портрет издателя Клемента де Йонге. 1651. Гравюра офортом, сухой иглой и резцом)
(Антонис ван Дейк. Портрет Питера Брейгеля младшего. Ок. 1627-1635. Офорт)
(Антонис ван Дейк. Портрет Питера Брейгеля младшего. Ок. 1628-1632. Чёрный мел)
(Стефано делла Белла. Схватка кавалерии и пехоты. Ок. 1641. Офорт)
(Стефано делла Белла. Кавалерийскпя схватка. Ок. 1641. Перо)
(Альбрехт Дюрер. Портрет Фридриха Мудрого, 1524. Гравюра резцом)
Решила вклиниться в пейзаж, пока вы не заскучали ;-)
(Антонио да Тренто, по оригиналу Пармиджанино. Нарцисс. Ок. 1527-1530. Кьяроскуро с двух досок в оливково-сером тоне (слева) и в коричневом тоне (справа))
У Рембрандта всё-таки есть в работах что-то невероятное. Я его скоро спиной узнавать буду. Вот как только с середины зала мельком глянула на эту группу довольно мелких работ, как сразу мысль: "На Рембрандта похоже". Подошла - и правда он.
(Мельхиор Лорк. Турок, играющий на арфе, 1576. Перо)
(Стефано делла Белла. Портрет мужчины в широкополой шляпе. 1630-1640-е гг. Перо)
А тут один сюжет глазами разных авторов. Почувствуйте разницу :-)
(Альбрехт Дюрер. Адам и Ева)
И лев такой смешной.
(Неизвестный художник. Адам и Ева. Ок. 1600. Свободная копия, навеянная работой Дюрера)
Вот тоже интересная пара.
(Джакомо Кваренги(?) Рельеф с зодиакальным кругом. Вольная копия с гравюры Пиранези, после 1764. Перо, акварель)
(Джованни Баттиста Пиранези. Лист с посвящением папе Клименту XIII. 1764. Гравюра офортом и резцом)
(Франческо Пиранези, Луи Жан Депре. Замок Святого Ангела с Жирандолой в Риме. 1781-1874. Офорт, акварель)
(Ханс Шпрингинклее. Император Максимилиан в сопровождении своих святых покровителей предстаёт перед христом)
(Франсуа Буше. Голова фавна. 1730-е. Сангина) (Жиль Демарто старший по оригиналу Франсуа Буше. Голова фавна. 1756-1776. Гравюра, отпечаток сангиной)
(Каналетто. Вид лагуны. 1740-1768. Рисунок)
(Каналетто. Гробница епископа. 1735-1746. Офорт)
(Джованни Баттиста Тьеполо. Юноша и группа фигур у плиты с барельефом. 1750. Перо и кисть)
(Джованни Баттиста Тьеполо. Три старика, два юноши и мальчик, стоящий у вазы. 1750. Перо и кисть)
(Альбрехт Дюрер. Дева на полумесяце. Титульный лист серии "Жизнь Марии", ок. 1511. Ксилография)
(Неизвестный художник по оригиналу Рафаэля Санти. Этюд двух фигур со львом и головой в шлеме. Перо)
(Маркантонио Раймонди по оригиналу Рафаэля Санти. Воин со знаменем. Ок. 1510. Гравюра резцом)
(Баччо Бандинелли(?). Академия Баччо Бандинелли. 1550-е гг. Рисунок)
(Энеа Вико по оригиналу Баччо Бандинелли. Академия Баччо Бандинелли. Ок. 1561. Гравюра резцом)
(Ян Витдук по оригиналу Рубенса. Встреча Авраама с Мельхиседеком. Ок. 1638. Гравюра резцом, чёрный мел, размывка коричневым тоном)
(Питер Пауль Рубенс и мастерская (Паулюс Понтиус?). Святой Рох, защитник прокажённых. Ок. 1626. Рисунок)
(Паулюс Понтиус по оригиналу Рубенса. Святой Рох, защитник прокажённых. 1626. Гравюра резцом)
Эта работа у меня сразу вызвала ассоциации с картиной "Неравный брак". А если задуматься, замужество Марии и есть неравный брак...
(Питер Пауль Рубенс и мастерская (Абрахам ван Дипенбек?). Обручение Марии и Иосифа. Начало 1630-х гг. Рисунок)
(Схелте Адамс Болсверт по оригиналу Рубенса. Обручение Марии и Иосифа. 1630-е гг. Гравюра резцом)
(Питер Пауль Рубенс. Голова Брута. 1638. Перо и кисть) (Лукас Ворстерман старший по оригиналу Рубенса. Голова Брута. 1638. Гравюра резцом)
(Питер Пауль Рубенс. Ваза Рубенса. до 1626. Перо и кисть) (Паулюс Понтиус по оригиналу Рубенса. Ваза Рубенса. Ок. 1630. Гравюра резцом)
(Рембрандт ван Рейн. Верблюды. Середина 1640-х гг. Перо. Рисунок был использован при работе над офортом "Проповедующий Христос" ("Лист в сто гульденов)", смотрите в глубине у правого края композиции)
(Рембрандт ван Рейн. "Проповедующий Христос" ("Лист в сто гульденов)". Ок. 1648. Гравюра резцом
(Франсуа Буше. Прачка. 1756. Офорт)
(Франсуа Буше. Пейзаж с мельницей и рыболовом. 1750-е. Рисунок)
(Жак Калло. Листы из серии "Танцы бескостных". 1621-1622. Офорт)
Вот, наверное, и всё, что я хотела показать, экспозиция была намного больше :-) Посмотрим, на что её поменяют в октябре.