Псс, как насчёт капельки Дюрера?

Sep 08, 2023 16:01

Вообще эта выставка открылась ещё в июне, но я всегда долго запрягаю и часто вскакиваю в последний вагон уходящего поезда. В Зимнем на третьем этаже открыли Галерею графики. Теперь она там всегда будет, но каждые четыре месяца экспозиция будет меняться. Это связано с тем, что гравюры плохо переносят выставочное освещение, они выгорают и ветшают. Именно поэтому гравюры отсутствовали раньше в постоянной экспозиции Эрмитажа.

Галерею (на самом деле это довольно громкое название для нескольких небольших залов) решили открыть чем-нибудь значительным. Поэтому извлекли из фондов самое вкусное: Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Гойю и других.
Естественно, бегемот захотел на всё это полюбоваться, пока работы не исчезли обратно в запасники.



Так, на Иорданской лестнице попозировала, пошли теперь смотреть, что мне понравилось.



Как вы уже поняли, освещение там приглушённое, поэтому что-то, возможно, покажется темноватым.

Гравюры и рисунки составляют пятую (!!!) часть всей коллекции Эрмитажа. А вообще в фондах музея хранится порядка шестисот тысяч гравюр и рисунков европейских мастеров. Так что придётся ходить к ним каждые четыре месяца и смотреть очередную порцию :-)

Текущая выставка посвящена связи гравюры и рисунка.

Можно, я вместо переписывания матчасти или изложения её своими словами просто покажу информационные материалы, сопровождающие экспонаты? Они вполне хорошо и не заумно написаны.
[только под спойлер уберу на случай, если кому-то это неинтересно]








Большинство экспонатов и представлено на выставке парами: гравюра и рисунок. В каких-то случаях рисунок представляет собой предварительный эскиз, в каких-то - наоборот, рисунок сделан с гравюры какого-нибудь известного мастера. Ну и я такие работы тоже буду выкладывать парами, потому что сравнивать их - это самое интересное.

Но сначала Дюрер, с которого и начинается вытавка.



(Дюрер. Мадонна с младенцем, 1515, уголь. Единственный сохранившийся картон для витража в церкви святого Зебальда в Нюрнберге)



(Дюрер. Святое семейство с тремя зайцами, ок. 1497, ксилография)



(Жак Белланж. Этюд фигуры апостола, после 1610, перо и кисть)



(Жак Калло. Партер Нанси, 1625. Рисунок)

А вот это уже его же офорт:



(Жак Калло. Партер Нанси, 1625. Офорт)



(Жак Калло. Въезд господ де Кувонж и де Шалабр, ок. 1627. Рисунок)



(Жак Калло. Въезд господ де Кувонж и де Шалабр. лист из серии "Битва у барьера", 1627. Офорт)



(Жак Калло. Искушение святого Антония, 1635. Офорт)



(Жак Калло. Искушение святого Антония, ок. 1635. Рисунок, расчерчен на квадраты)



(Рембрандт ван Рейн. Этюд юноши в восточном костюме. 1630-31. Сангина)



(Рембрандт ван Рейн. Портрет издателя Клемента де Йонге. 1651. Гравюра офортом, сухой иглой и резцом)



(Антонис ван Дейк. Портрет Питера Брейгеля младшего. Ок. 1627-1635. Офорт)



(Антонис ван Дейк. Портрет Питера Брейгеля младшего. Ок. 1628-1632. Чёрный мел)



(Стефано делла Белла. Схватка кавалерии и пехоты. Ок. 1641. Офорт)



(Стефано делла Белла. Кавалерийскпя схватка. Ок. 1641. Перо)



(Альбрехт Дюрер. Портрет Фридриха Мудрого, 1524. Гравюра резцом)

Решила вклиниться в пейзаж, пока вы не заскучали ;-)



(Антонио да Тренто, по оригиналу Пармиджанино. Нарцисс. Ок. 1527-1530. Кьяроскуро с двух досок в оливково-сером тоне (слева) и в коричневом тоне (справа))

У Рембрандта всё-таки есть в работах что-то невероятное. Я его скоро спиной узнавать буду. Вот как только с середины зала мельком глянула на эту группу довольно мелких работ, как сразу мысль: "На Рембрандта похоже". Подошла - и правда он.





(Мельхиор Лорк. Турок, играющий на арфе, 1576. Перо)



(Стефано делла Белла. Портрет мужчины в широкополой шляпе. 1630-1640-е гг. Перо)

А тут один сюжет глазами разных авторов. Почувствуйте разницу :-)



(Альбрехт Дюрер. Адам и Ева)

И лев такой смешной.



(Неизвестный художник. Адам и Ева. Ок. 1600. Свободная копия, навеянная работой Дюрера)

Вот тоже интересная пара.



(Джакомо Кваренги(?) Рельеф с зодиакальным кругом. Вольная копия с гравюры Пиранези, после 1764. Перо, акварель)



(Джованни Баттиста Пиранези. Лист с посвящением папе Клименту XIII. 1764. Гравюра офортом и резцом)



(Франческо Пиранези, Луи Жан Депре. Замок Святого Ангела с Жирандолой в Риме. 1781-1874. Офорт, акварель)



(Ханс Шпрингинклее. Император Максимилиан в сопровождении своих святых покровителей предстаёт перед христом)



(Гюбер (Юбер) Робер. Вилла Мадама. Ок. 1760. Рисунок)
(Жан Франсуа Жанине по оригиналу Гюбера Робера. Вилла Мадама. 1778. Офорт, цветная акватинта)



(Франсуа Буше. Голова фавна. 1730-е. Сангина)
(Жиль Демарто старший по оригиналу Франсуа Буше. Голова фавна. 1756-1776. Гравюра, отпечаток сангиной)



(Каналетто. Вид лагуны. 1740-1768. Рисунок)



(Каналетто. Гробница епископа. 1735-1746. Офорт)



(Джованни Баттиста Тьеполо. Юноша и группа фигур у плиты с барельефом. 1750. Перо и кисть)



(Джованни Баттиста Тьеполо. Три старика, два юноши и мальчик, стоящий у вазы. 1750. Перо и кисть)



(Альбрехт Дюрер. Дева на полумесяце. Титульный лист серии "Жизнь Марии", ок. 1511. Ксилография)



(Неизвестный художник по оригиналу Рафаэля Санти. Этюд двух фигур со львом и головой в шлеме. Перо)



(Маркантонио Раймонди по оригиналу Рафаэля Санти. Воин со знаменем. Ок. 1510. Гравюра резцом)



(Баччо Бандинелли(?). Академия Баччо Бандинелли. 1550-е гг. Рисунок)



(Энеа Вико по оригиналу Баччо Бандинелли. Академия Баччо Бандинелли. Ок. 1561. Гравюра резцом)



(Ян Витдук по оригиналу Рубенса. Встреча Авраама с Мельхиседеком. Ок. 1638. Гравюра резцом, чёрный мел, размывка коричневым тоном)



(Питер Пауль Рубенс и мастерская (Паулюс Понтиус?). Святой Рох, защитник прокажённых. Ок. 1626. Рисунок)



(Паулюс Понтиус по оригиналу Рубенса. Святой Рох, защитник прокажённых. 1626. Гравюра резцом)

Эта работа у меня сразу вызвала ассоциации с картиной "Неравный брак". А если задуматься, замужество Марии и есть неравный брак...



(Питер Пауль Рубенс и мастерская (Абрахам ван Дипенбек?). Обручение Марии и Иосифа. Начало 1630-х гг. Рисунок)



(Схелте Адамс Болсверт по оригиналу Рубенса. Обручение Марии и Иосифа. 1630-е гг. Гравюра резцом)



(Питер Пауль Рубенс. Голова Брута. 1638. Перо и кисть)
(Лукас Ворстерман старший по оригиналу Рубенса. Голова Брута. 1638. Гравюра резцом)



(Питер Пауль Рубенс. Ваза Рубенса. до 1626. Перо и кисть)
(Паулюс Понтиус по оригиналу Рубенса. Ваза Рубенса. Ок. 1630. Гравюра резцом)



(Рембрандт ван Рейн. Верблюды. Середина 1640-х гг. Перо. Рисунок был использован при работе над офортом "Проповедующий Христос" ("Лист в сто гульденов)", смотрите в глубине у правого края композиции)



(Рембрандт ван Рейн. "Проповедующий Христос" ("Лист в сто гульденов)". Ок. 1648. Гравюра резцом



(Франсуа Буше. Прачка. 1756. Офорт)



(Франсуа Буше. Пейзаж с мельницей и рыболовом. 1750-е. Рисунок)



(Жак Калло. Листы из серии "Танцы бескостных". 1621-1622. Офорт)

Вот, наверное, и всё, что я хотела показать, экспозиция была намного больше :-)
Посмотрим, на что её поменяют в октябре.

произведения искства надо куда-то девать, Эрмитаж, пракартины, прекрасное, культурное, музеи

Previous post Next post
Up