Образ Макоши (часто его связывают с образом Параскевы-Пятницы) один из самых противоречивых.
У Б.Рыбакова в книге «Язычество древних славян» встречаем: «…обращение к летописи возвышало Макошь до ранга единственной, а следовательно, главнейшей богини; сосредоточение на этнографическом материале снижало её образ до простой покровительницы женского прядения. Тысячелетний диапазон между разрядами источников не учитывался». Обширный материал по Макоши
в книге Б.Рыбакова.
Параскева-Пятница и Козьма и Демьян ( МК по нему будет следующим) - это самые значимые и самые важные для меня куклы. В них отражена полнота мироустройства, охватывающая почти все основные стороны жизни.
Обе куклы взяты на курсе этнографа Велесовой Светланы Власовны. По логике
Параскева общественная и Параскева индивидуальная - это одна кукла. Однако, по тому как фактически толкуют и изготавливают этих кукол сегодня, так не скажешь.
Параскева индивидуальная тесно связана с христианской святой Параскевой, жившей во II веке. Параскева с греческого - пятница, отсюда Параскева-Пятница. Параскева общественная продолжает сохранять в себе основополагающие смыслы, ибо прародительницей её является женское божество Макошь - богиня рода, земли, наделяющая судьбой. Макошь, это глубоко и глобально, её трансформация в столь продолжительном времени говорит о необходимости сохранять основополагающие представления о бытие и о мироустройстве как о неразрывной связи времен. Параскева-Пятница индивидуальная сегодняшняя практически другая кукла. Эти два образа сегодня переплетены невероятно, в самых разных вариантах и в толковании и в изготовлении…
Мне бы не хотелось преумножать путаницу вокруг этих кукол. И я больше говорю о своём восприятии и о своём отношении к этим куклам, для меня они разные. Говоря о Параскеве индивидуальной и учитывая, как она изготавливается, я бы не стала связывать её с Макошью, хотя отдельные функции у них схожие, но Параскева-Пятница, на мой взгляд, ближе к бытовой стороне жизни, а Макошь - к бытийной. Сегодня Параскеву-Пятницу индивидуальную считают покровительницей женских ремесел, особенно прядения льна, ткачества. Она заступница женской доли, исцеляющяя родниковой водой болезных детей, помощница в женском рукоделии.
Посмотреть
Параскевы индивидуальная и общественная.
Мастер-класс
1 Приготовим шерстяные или п/ш нитки (цвета, кроме белого для рубашки и телесного, по вашему усмотрению) и палочки для крестовины ⌀ 1 см, длиной 26 см для тела и 19 см для рук.
2 Наматываем заготовки. Везде указываю половину длины, т.к. они будут складываться пополам. Значит всю длину надо удваивать. Длина белой рубашки 22 см (т.е. вся длина 44 см), коричневые волосы 28 см, оранжевые (или др. цвета) для платья 18 см, бежевые для лица 12 см. Немного красных ниток для обережного креста.
3 Закрепляем руки. Получаем крестовину, основу многих традиционных кукол и обматываем бежевыми нитками. Лучше от шеи и назад во все 4 стороны.
4 Накладываем обережный крест.
5 Белые нитки перекидываем на крепкую нитку и распределяем вдоль.
6 Привязываем белую рубашку под самые руки. Нитки распределяем ровно вокруг тела и перед тем как завязать, перекидываем через плечи, чтобы при возможном растяжении ниток она не спадала.
7 Заготовку для лица накидываем сверху макушки.
8 Крепко завязываем, не захватывая шеи.
9 Сверху «лицевых ниток» накидываем нитки для волос.
10 Завязываем на том же уровне, что и лицевые.
11 Ровно собираем сначала волосы вверх, затем лицевые нити.
12 Завязываем на макушке, очень крепко.
13 Только если всё крепко и ровно завязано, аккуратно обрезаем лицевые (бежевые) нитки выше перевязки на 5-7 мм вокруг всей обозначенной уже головы.
14 Отделяем небольшую прядь волос.
15 Прядью закрываем лицевые нитки, аккуратно оформляем голову.
16. Заготовку для платья делим на две части, накидываем на плечи.
17. Перевязываем ниже рук. Полы платья не соединяем вплотную, оставляем распахнутыми.
18. Сплетаем или скручиваем пояс. Ваша Параскева Вам в поддержку и помощь!