Для себя. Конспект романа В. Гюго "Собор Парижской богоматери"
Apr 02, 2009 19:58
В XV веке Париж был разделён на три города, резко отличных друг от друга, независимых, обладавших каждый своей физиономией, своим специальным назначением, своими нравами, обычаями, привелегиями, своей историей: Ситэ, Университет и Город. Ситэ, расположенный на острове, самый древний из них и самый незначительный по размерам, был матерью двух других городов (...) Университет занимал левый берег Сены, от башни Турнель до Нельской башни; в современном Париже эти места соответсвуют: одно - Винному рынку, другое - Монетному двору. (...) Город, самая обширная из трёх частей Парижа, занимал правый берег Сены. Его набережная, обрывавшаяся, вернее прерывавшаяся в нескольких местах, тянулась вдоль Сены, от башни Бильи до башни Буа, т.е. от того места, где расположены теперь Провиантские склады, и до Тюильри. (...) ...каждаяиз этих трёх больших частей Парижа сама по себе является городом, но городом слишком узкого назначения, чтобы быть вполне законченным и обходиться без двух других. Поэтому и облик каждого из этих трёх городов был совершенно своебразен. В Ситэ преобладали церкви, в Городе - дворцы, в Университете - учебные заведения. (...) В Ситэ находился Собор Парижской Богоматери, в Городе - Лувр и Ратуша, в Университете - Сорбонна. В Городе помещался Центральный рынок, в Ситэ - госпиталь Отель-Дье, в Университете - Пре-о-Клер. Проступки, совершемые школярами на левом берегу, разбирались на острове во Дворце правосудия и карались на правом берегу в Монфоконе, если только в дело не вмешивался ректор, знавший, что Университет - сила, а король слаб: школяры обладали привелегией быть повешенными у себя. (... большая часть привелегий...была исторгнута у королеской власти путём бунтов и мятежей. Таков, впрочем, стародавний обычай: тогда лишь король уступает, когда народ вырывает).
Остров Ситэ - "...напоминает громадное судно, завязшее в тине и отнесённое ближе к середины Сены". По словам Фавена и Паскье, только благодаря этому сходству, а вовсе не вследствие осады нормандцев, на древнем гербе Парижа изображно судно.
Между улицами Сен-Дени и Сен-Мартеншла ограда аббатства Святой Троицы. А далее, между улицами Сен-Дени и Монторгейль, было аббатство Христовых невест. Рядом с ними виднелись прогнившие кровли и полуразрушенная ограда Двора чудес - единственное мирское звено среди этой благочистивой цепи монастырей.
О зодчестве: (...) В ту эпоху мысль, высеченная в камне, пользовалась привелегий, сходной с нашей современной свободой печати. Это было время свободы зодчества. Свобода эта заходила очень далеко. Порой символичесое значение какого-нибудь фасада, портала и даже целого собора был не только чуждо, но даже враждебно религии и церкви. Гильом Парижский в 13м веке и Никола Фламель в 15м оставили несколько таких исполненных соблазна страниц. Церковь Сен-Жак-де-ла-Бушри в целом является воплощением духа оппозиции. Все материальные силы, все интеллектуальные силы общества сошлись в одной точке - в зодчестве. Таким образом, искусство, под предлогом возведения божьих храмов, достигло великолепного развития. В те времена каждый родившийся поэтом становился зодчим. (...) Итак, вплоть до Гутенберга зодчество было преобладающей формой писменности, общей для всех народов.
О гуманизме: Квазимодо отнёсся к этому безучастно, он даже бровью не повёл. Всякую попытку сопротивления пресекало то, что на языке тогдашних канцелярий уголовного суда называлось "силою и крепостью уз", иными словами - ремни и цепи, врезавшиеся в его тело. Эта традиция тюрем и галер не исчезла и по сей день. Она бережно сохраняется в виде наручников - у нас, народа просвещённого, мягкого, гуманного (если взять в скобки гильотину и каторгу).
О келье архидьякона Клода Фролло: Между прочим, я не уверен в том, но, возможно, это та самя келья, внутрь которой можно заглянуть и теперь сквозь четырёхугольное слуховое оконце, проделанное на высоте человеческого роста, с восточной стороны площади, откуда устремляются ввысь башни собора.
Примечания:
...у Петербурга - свой - Гюго имеет ввиду Казнский собор в Петербурге, творение русского зодчего Андрея Воронихина (1760-1814). Царские чиновники требовали от Воронихина подражание собору св. Петра в Риме, однако Воронихин дал постройке впоне самобытное архитектурное решение.
Я философ шклы Пиррона... - Пиррон (IV в. до н.э.) - древнегреческий филосо, родоначальник античного скептицизма; утверждал, что счастье - в душевной невозмутимости.
Ришелье (Арман-Жан дю Плесс; 1585-1642) - герцог и кардинал, крупнейший деятель французского абсолютизма; фактически правил страной при короле Людовие XIII.