Костехранилища - вполне в рамках христианской традиции, но Седлецкая Костница на окраине Кутной Горы все же уникальна.
Click to view
Видео от
imzedaya Ее история начинается с 1278 года, когда аббат цистерианского монастыря в Седлеце, возвратившийся из дипломатической миссии в Иерусалиме, развеял над монастырским кладбищем щепотку святой земли с Голгофы. Земля Седлецкого кладбища приобрела статус "святой" и кладбище стало популярным не только в Чехии, но и во всей Европе.
Вот как выглядит древнее кладбище сегодня:
В 1318 году в результате повальной эпидемии чумы на кладбище было похоронено около 30000 человек. Гуситские войны, народные волнения, и прочие напасти также способствовали росту кладбища, места стало не хватать, поэтому было решено старые кости отправлять на хранение в клалдбищенскую часовню. Земли на кладбище перепродавалась около шести раз, и в костнице Седлецкого монастыря скопились останки практически 40 000 человек.
За время Гусистских войн монастырь был разорен, а на его месте была построена часовня Всех святых. Здание часовни много раз перестраивалось различными архитекторами, и к 18 веку приобрело более-менее законченный вид, сохранившийся и по сей день:
Согласно легенде, работу по извлечению скелетов из могил, отбеливанию хлорной известью, сортировке и складированию их в усыпальнице выполнял в одиночестве полуслепой монах цистерцианского ордена, обеспокоенный состоянием кладбища и обилием "беспризорных" человеческих останков. В результате его трудов образовалось шесть пирамид из костей высотой по 2-3 метра каждая, 4 по углам и две - в центре.
В 1784 году по приказу императора часовня и монастырские земли отошли во владение старинного немецкого рода Шварценбергов. Еще через 100 лет, в 1870 году, Шварценберги решили облагородить здание церкви и наняли резчика по дереву Франтишека Ринта для того, чтобы он разобрался с залежами костей.
Найти хоть какой-нибудь вразумительный материал о Ринте мне так и не удалось. Кое-где упоминается, что Ринт был хорошо знаком с творчеством Иеронима Босха. В любом случае, в творческой фантазии и чувстве юмора прекрасного ему не откажешь. Превращение Костницы из простой усыпальницы в произведение искусства - исключительно его заслуга.
Украшения на входе
Центральная часть зала с видом на алтарь и люстра
При "дизайне" люстры были использованы все виды костей - от фаланги пальца до копчиковой
Ангелочки на центральной части
фамильный герб Шварценбергов
А вот как выглядит настоящий герб Шварценбергов - я бы сказала, не намного более жизнеутверждающе :))
Ваза в нише
Ваза и гирлянда из черепов
Украшение сводов гирляндами из черепов
Гирлянда из челюстей:
Череп-светильник
Скульптура неизвестного мне святого. Бестолку приставала к нескольким экскурсоводам, в сети тоже не нашла. Не исключено, что это вообще фигура цистерианского монаха, с которого все и началось:)
Святой Патрик (я так думаю, потому как с пастушеским посохом:))
с хорошей овечкой
и плохой, злой овечкой
Одна из четырех груд костей, расположенных по углам помещения
Службы в часовне давно не проводятся, но свечи перед распятием горят постоянно...
Коститсая подпись маэстро Ринта
Все это великолепие где-нибудь в предместьях Мехико - никого бы удивило, там-то подобный сплав местного язычества и католических традиций - норма магического реализма:). Но тем и хорош парадокс, что именно чешская северная "пляска смерти" напоминает нам о бренности земного...:))