Исправленный текст и дальнейшее обсуждение здесь
http://machanaim.livejournal.com/845765.html-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сделал набросок статьи. ЭТО ПОКА ТОЛЬКО НАБРОСОК , так что многое в
(
Read more... )
Евреи становились "образом врага" во многих странах. Это очень спорный вопрос, насколько антисемитизм именно в России был ведущей формой ксенофобии (а из статьи может сложиться именно такое представление: "последние особенно хорошо подходят"). С другой стороны, есть целая область - имагология http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F и в ее рамках много монографий написано на темы образов врага и чужого, это вообще очень популярная тема. В социальных науках утвердилось мнение, что образ чужого (зачастую = врага) - архетипичен, свойственен практически всем народам. А если брать исторический период, скажем, с середины XIX - то это бурное развитие национализма, конкуренция стран, переход к индустриальной модели от аграрной, модернизация - все это обостряет бытование этого образа в общественном сознании. Это, разумеется, могут сознательно использовать и, без сомнения, использовали власти, и есть работы по использованию образа чужого в советской пропаганде, и по дореволюционному времени есть исследования. С другой стороны, когда огромную массу совершенно традиционалистского крестьянства тащат в капитализм, не надо даже особенных усилий прилагать, чтобы вызвать в народе антизападнические настроения, они там естественным образом родятся, в силу того самого архетипа образов врага и чужого. Довольно глупо обвинять в этом крестьян, и дореволюционных, и советских. Что там первично, курица или яйцо, пропаганда власти или менталитет русских, и почему он такой сложился, и болезнь это особенно русская, или ей и другие народы страдали периодически - это целый пласт сложных вопросов, и он совершенно, имхо, не про еврейские современные реалии, а эмоциональный отклик у аудитории вызывает сильный)).
Написав так много букв, я при этом совершенно согласна, что болезнь такая в русской истории есть))) просто мне кажется, что в такой теме нужно меньше эмоций, слов-провокаторов и оценочных суждений по целому спектру исторических и социальных проблем. Вы ведь даже не формулируете четко, что евреи принесли такие установки из бывшего СССР. Зачем тогда вообще так акцентировать "русское" в описании?
Reply
Reply
Reply
Reply
Я бы поработала еще над стилистикой первого абзаца, там очень длинная фраза с несколькими утверждениями, несколько конспективно выглядит. Еще придерусь)): "информационный инструмент российской власти, чуждой народу, которая веками натравливала народ на поиски врага чтобы легче было народом управлять" - тут я бы тоже была осторожнее с формулировками. Мне вообще кажется, что вот это "натравливание" массовое - имело место быть, конечно, но значимым фактором стало уже с началом эпохи массового общества, через прессу, с к. XIX в., короче говоря. Опять же сразу целый комплекс проблем всплывает - когда власть была более чуждой, когда менее))) почему она именно такая сложилась, кто и зачем, в каком контексте, инициировал очередную волну "нелюбви" к чужим. Если взять например раздувание еврейского вопроса в правой прессе начала ХХ века - это одна картина (и отдельно стоит вопрос о том, насколько можно ставить знак равенства между правыми и властью), а если брать раскулачивание и отношение к этому бедняцких (а им власть тоже чуждая?))) и середняцких слоев деревни - то совсем другая. И это мы еще вообще не затрагивали проблему церкви, как в рамках религиозного мировоззрения решался вопрос "чужих" и какие это имело практические последствия. В общем, имхо, лучше не мешать все в кучу, я сделала бы акцент на том, как в комментах писали, что стремление винить условного "чужого" в своих бедах - свойственно многим народам, и на этом также очень часто играют различные политические силы, в том числе и власти, манипулируя общественными настроениями в своих целях. А с обобщениями "веками" и "чуждая народу" была бы осторожнее.
Слова "прочая дребедень" убрала бы еще))).
Reply
Reply
Reply
Reply
Вот несколько конкретных замечаний:
1. "- то, мне кажется, неадекватность подобного подхода ясна сразу." В моей матшколе меня учили, что смысл слова "очевидно" - это "легко доказать", так что если легко, то и докажи, а если трудно, то не говори "очевидно". Короче, предлагаю снять голословные утверждения (хотя и доказуемые, хотя это доказательство уведёт статью в сторону), и посмотреть, чего не хватает.
Вот ещё одно голословное утверждение:
Попытки буквального современно-политического толкования Зоhара - это всегда профанация.
2. "мы сами, религиозные (и особенно харедим в данной концепции), - мы сами хорошие Биньямин Йоханан Накар - не хареди, он в нашу синагогу ходит и является активистом "Еврейского руководства" Фейглина. Шмуэль Вольфсон живёт в Маале Левона, не является "обычным" хареди, и не ясно, как он себя идентифицирует, см. http://haifainfo.ru/?p=20814
Так что твоя полемика здесь - не с харедим.
Это же относится и к предыдущему абзацу, в котором также упор на харедим.
3. (Не говоря уже о том, что при этом заодно перевирается действительное положение дел в Стране, отдельные крайние случаи представляются читателю как якобы "главный тренд системы"). Я надеюсь, что ты не считаешь выселение Гуш Катифа "отдельным крайним случаем".
4. И уж тем более неадекватен подход "изучить священные книги, в которых все написано, и на этом вынести осуждающий приговор неправильной современной реальности".
Это ещё одно голословное утверждение, но его, может быть, стоит аргументировать: "осуждающий приговор неправильной современной реальности" - это также неприятие Бога, который эту реальность нам послал.
Reply
Reply
Reply
Reply
Речь, конечно, шла, просто завуалированно, как большинство околонационалистических дискуссий.
Всего доброго.
Reply
Reply
Leave a comment