"Политизация Галут-эрев-рав" как одна из проблем иудаизма

Jan 16, 2014 19:30

Исправленный текст и дальнейшее обсуждение здесь  http://machanaim.livejournal.com/845765.html
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сделал набросок статьи. ЭТО ПОКА ТОЛЬКО НАБРОСОК , так что многое в ( Read more... )

Leave a comment

sanahta January 16 2014, 22:13:07 UTC
Мне кажется, что некоторые очень важные по сути замечания облечены в такую форму, которая закономерно может вызвать негативные отклики, и это скорее приведет к холиварам, чем к конструктивному обсуждению. Насколько я поняла, в статье ведь речь идет о проблемах, прежде всего, еврейского общества. Реально существующих, болезненных, требующих исправления. Но при этом очень много весьма эмоциональных и негативно окрашенных высказываний направлено на другую нацию - на русских. А зачем это нужно? Это уводит в проблемы русской истории и русского общества, провоцирует выводы в этой области, которые кстати совершенно не очевидны.
Евреи становились "образом врага" во многих странах. Это очень спорный вопрос, насколько антисемитизм именно в России был ведущей формой ксенофобии (а из статьи может сложиться именно такое представление: "последние особенно хорошо подходят"). С другой стороны, есть целая область - имагология http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F и в ее рамках много монографий написано на темы образов врага и чужого, это вообще очень популярная тема. В социальных науках утвердилось мнение, что образ чужого (зачастую = врага) - архетипичен, свойственен практически всем народам. А если брать исторический период, скажем, с середины XIX - то это бурное развитие национализма, конкуренция стран, переход к индустриальной модели от аграрной, модернизация - все это обостряет бытование этого образа в общественном сознании. Это, разумеется, могут сознательно использовать и, без сомнения, использовали власти, и есть работы по использованию образа чужого в советской пропаганде, и по дореволюционному времени есть исследования. С другой стороны, когда огромную массу совершенно традиционалистского крестьянства тащат в капитализм, не надо даже особенных усилий прилагать, чтобы вызвать в народе антизападнические настроения, они там естественным образом родятся, в силу того самого архетипа образов врага и чужого. Довольно глупо обвинять в этом крестьян, и дореволюционных, и советских. Что там первично, курица или яйцо, пропаганда власти или менталитет русских, и почему он такой сложился, и болезнь это особенно русская, или ей и другие народы страдали периодически - это целый пласт сложных вопросов, и он совершенно, имхо, не про еврейские современные реалии, а эмоциональный отклик у аудитории вызывает сильный)).
Написав так много букв, я при этом совершенно согласна, что болезнь такая в русской истории есть))) просто мне кажется, что в такой теме нужно меньше эмоций, слов-провокаторов и оценочных суждений по целому спектру исторических и социальных проблем. Вы ведь даже не формулируете четко, что евреи принесли такие установки из бывшего СССР. Зачем тогда вообще так акцентировать "русское" в описании?

Reply

pinchas January 17 2014, 00:08:37 UTC
Спасибо за замечания, я поправил текст - посмотрите снова плз и скажите свое мнение

Reply

byoussin January 17 2014, 08:53:19 UTC
По-моему, всё сказанное sanahta (и я с этим полностью согласен) применимо к тексту, который я прочитал сейчас, после исправлений.

Reply

pinchas January 17 2014, 10:57:54 UTC
Были и последующие значительные исправления - посмотри плз

Reply

sanahta January 19 2014, 08:00:46 UTC
В самом деле очень значительные, мне кажется, что стало гораздо конструктивнее)) и акценты по-другому расставлены.
Я бы поработала еще над стилистикой первого абзаца, там очень длинная фраза с несколькими утверждениями, несколько конспективно выглядит. Еще придерусь)): "информационный инструмент российской власти, чуждой народу, которая веками натравливала народ на поиски врага чтобы легче было народом управлять" - тут я бы тоже была осторожнее с формулировками. Мне вообще кажется, что вот это "натравливание" массовое - имело место быть, конечно, но значимым фактором стало уже с началом эпохи массового общества, через прессу, с к. XIX в., короче говоря. Опять же сразу целый комплекс проблем всплывает - когда власть была более чуждой, когда менее))) почему она именно такая сложилась, кто и зачем, в каком контексте, инициировал очередную волну "нелюбви" к чужим. Если взять например раздувание еврейского вопроса в правой прессе начала ХХ века - это одна картина (и отдельно стоит вопрос о том, насколько можно ставить знак равенства между правыми и властью), а если брать раскулачивание и отношение к этому бедняцких (а им власть тоже чуждая?))) и середняцких слоев деревни - то совсем другая. И это мы еще вообще не затрагивали проблему церкви, как в рамках религиозного мировоззрения решался вопрос "чужих" и какие это имело практические последствия. В общем, имхо, лучше не мешать все в кучу, я сделала бы акцент на том, как в комментах писали, что стремление винить условного "чужого" в своих бедах - свойственно многим народам, и на этом также очень часто играют различные политические силы, в том числе и власти, манипулируя общественными настроениями в своих целях. А с обобщениями "веками" и "чуждая народу" была бы осторожнее.
Слова "прочая дребедень" убрала бы еще))).

Reply

pinchas January 20 2014, 12:18:43 UTC
Я поправил - и наверное надо будет еще, и переместил новый вариант на http://machanaim.livejournal.com/845765.html

Reply

byoussin January 20 2014, 12:54:44 UTC
А здесь тоже новый вариант?

Reply

pinchas January 20 2014, 13:42:43 UTC
Да, я его сейчас тоже обновил и сделал upd об этом

Reply

byoussin January 20 2014, 12:33:15 UTC
Да, действительно, стало гораздо лучше. Конечно, мешает упоминание русского народа как источника еврейских проблем в связи с призывом не валить ничего на других.:-)
Вот несколько конкретных замечаний:

1. "- то, мне кажется, неадекватность подобного подхода ясна сразу." В моей матшколе меня учили, что смысл слова "очевидно" - это "легко доказать", так что если легко, то и докажи, а если трудно, то не говори "очевидно". Короче, предлагаю снять голословные утверждения (хотя и доказуемые, хотя это доказательство уведёт статью в сторону), и посмотреть, чего не хватает.
Вот ещё одно голословное утверждение:
Попытки буквального современно-политического толкования Зоhара - это всегда профанация.

2. "мы сами, религиозные (и особенно харедим в данной концепции), - мы сами хорошие Биньямин Йоханан Накар - не хареди, он в нашу синагогу ходит и является активистом "Еврейского руководства" Фейглина. Шмуэль Вольфсон живёт в Маале Левона, не является "обычным" хареди, и не ясно, как он себя идентифицирует, см. http://haifainfo.ru/?p=20814
Так что твоя полемика здесь - не с харедим.
Это же относится и к предыдущему абзацу, в котором также упор на харедим.

3. (Не говоря уже о том, что при этом заодно перевирается действительное положение дел в Стране, отдельные крайние случаи представляются читателю как якобы "главный тренд системы"). Я надеюсь, что ты не считаешь выселение Гуш Катифа "отдельным крайним случаем".

4. И уж тем более неадекватен подход "изучить священные книги, в которых все написано, и на этом вынести осуждающий приговор неправильной современной реальности".
Это ещё одно голословное утверждение, но его, может быть, стоит аргументировать: "осуждающий приговор неправильной современной реальности" - это также неприятие Бога, который эту реальность нам послал.

Reply

pinchas January 20 2014, 12:42:47 UTC
ок

Reply

nichkin January 17 2014, 06:57:01 UTC
Спасибо :) Мне тоже всегда очень нравятся рассказы о русских как главных на свете антисемитах :)))

Reply

reuven_blat January 17 2014, 09:42:07 UTC
Удивительнее всего, что тему антисемитизма в эту дискуссию Вы сами и внесли; здесь речь вообще не шла об антисемитизме или о том, кто большие или меньшие антисемиты. В статье Пинхаса речь идет только о проблемах еврейского общества. Я выше ответил Пинхасу на его просьбу на Вас не нападать. По сути Вы меня совершенно не поняли, но это не так важно. На сем тоже раскланиваюсь.

Reply

nichkin January 17 2014, 09:50:51 UTC
Признательна Пинхасу за его заступничество, но вполне способна сама за себя постоять.
Речь, конечно, шла, просто завуалированно, как большинство околонационалистических дискуссий.
Всего доброго.

Reply

pinchas January 17 2014, 10:56:02 UTC
nichkin, не заводись, никто в твоих способностях не сомневается, - смотри как я конструктивно реагирую на критику - не только твою, но со всех сторон. Для того я и выставляю наброски сюда, чтобы выявлять недочеты и исправлять их. И тебе тоже благодарен за критику - так что посмотри плз текст еще раз и скажи...

Reply


Leave a comment

Up