Глава 4. Пробуждение народа как начало процесса геулы

Jan 07, 2014 23:50


Жду критики и замечаний!
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
р. Хаим Друкман
"Кимъа кимъа": Суть и философия религиозного сионизма
Глава 4. Пробуждение народа как начало процесса геулы4.1. В процессе Геулы Еврейский Народ вновь женится на Стране Израиля
4.2. Возникновение пробуждения народа к практическому освоению страны - является знаком того, что пришло время геулы
4.3. Вина религиозных лидеров в ошибочном подходе к геуле
4.4. Примитивное представление о геуле как о "моменте прихода Машиаха бен-Давида" приносит огромное зло
4.5. Спонтанное пробуждение еврейского народа к сионизму свидетельствует о том, что наступил срок геулы

----------- *** ---------------
4.1. В процессе Геулы Еврейский Народ вновь женится на Стране Израиля
Итак, в предыдущих главах мы обсудили, что первый этап в геуле - это собрание изгнанников в Стране Израиля, при том что и сама земля дает плоды народу вернувшемуся в нее. Народ обращает свое лицо к Стране, и Страна обращает свое лицо к Народу. Это начальный этап взаимной любви между Народом и Страной - обратиться и приблизиться друг к другу.
Отношения между Народом и Страной как отношения брака является классическим для иудаизма. Мы далее обсудим это подробнее.
Теперь обсудим, каким образом начинается весь процесс
4.2. Возникновение пробуждения народа к практическому освоению страны - является знаком того, что пришло время геулы
р.Иегуда hа-Леви в книге Кузари (5, 27):
«Ты восстань, сжалься над Сионом, ибо пора сжалиться над ним, срок пришел, ибо возжелали рабы Твои камни его и прах его им полюбился», (Псалмы 102:14-15) - это значит  что лишь тогда будет отстроен Иерусалим, когда сыны Израиля устремятся к нему с величайшим желанием, и тогда камни и прах его полюбятся им».
(Подобные вещи писали и другие мудрецы Израиля. Например, Шней Лухот hа-Брит (Шаар Отийот, От Куф, «святость места»: "И еще писал (Сефер Харедим), что должен каждый человек из Израиля полюбить Эрец Исраэль и устремляться к ней даже и с края земли, как ребенок устремляется к матери, ведь был грех наш, установивший нам плач на все поколения, в том, что презрели ее, как сказано (Псалмы 106:24): «и презрели землю вожделенную» и выкупом души нашей будет в скором времени, как написано: «ибо возжелали рабы Твои камни его и прах его им полюбился», (Псалмы 102:14-15). и там написано: " Ты восстань, сжалься над Сионом, ибо пора сжалиться над ним, срок пришел, ибо возжелали рабы Твои камни его и прах его им полюбился").
Таким образом:
1. Эрец Исраэль будет отстроена тогда, когда Израиль страстно захочет вернуться к ней. Причем эти устремления перестанут быть лишь духовным устремлением, когда они на самом деле полюбят ее камни и прах, и это будет выражено практически, желание выразится в действиях.
2. Это практическое пробуждение народа будет знаком того, что "срок пришел" - т.к. "срок пришел - ибо возжелали рабы Твои камни его и прах его им полюбился".
Подобные вещи пишет также и раби Хаим бен Атар в своем комментарии к Торе (Ор hа хаим, ваикра 25, 25):
"Геула пробудит сердца людей, скажет им: «разве хорошо вам, что сидите снаружи, изгнанные от стола отца вашего»?...Когда же наступит геула? В то время, когда сердца людей пробудятся - когда пробудится Израиль и придет к пониманию того, что реальность галута это нестерпимая реальность. Как только народ Израиля решит, что не готов больше жить в галуте, ибо «изгнаны от стола отца вашего. Так что срок геулы зависит от нашего собственного пробуждения, он пробуждения народа Израиля".
Необходимость нашего действенного пробуждения подчеркивает также р.Тайхтель в своей книге «Мать, радующаяся о своих сыновьях» (3, 20):
«Ни в коем случае не заблуждайся, не суди и не постановляй, что "не следует нам ничего делать в том, что касается геулы, но надо вести себя по принципу «сядь и ничего не делай», и давайте подождем, пока придет Машиах, и он унесет нас на крыльях орлиных в нашу землю и наш удел" - думать так это ошибка!... ».
4.3. Вина религиозных лидеров в ошибочном подходе к геуле
К сожалению, не только в народе, но и среди религиозных лидеров был распространен ошибочный подход «сиди и ничего не делай», согласно которому считалось,  что достаточно сидеть и терпеливо ожидать, что придет машиах и спасет нас. р.Тайхтель продолжает:
"И эта ошибка распространена - многие среди народа нашего и даже раввины и великие в Торе думают и проповедуют так, что не следует ничего не предпринимать связанного с геулой, ничего не делать в этом направлении, ни даже отстраивать и заселять Эрец Исраэль, но ждать до прихода машиаха, который прилетит на облаке и унесет нас на облаках в Эрец Исраэль"...
Что же привело их, раввинов и даже великих в Торе, к такому подходу?
"Привело же к этому то, что они не изучали глубоко эту тему -  а ведь это одна из очень глубоких тем, и тот кто глубоко ее не изучал, не понимает ее!"
Итак, причина ошибки в том, что тема геулы было вне их внимания. Они изучали и хорошо знали другие темы, которые были близки обстоятельствам их жизни - но знание одних тем в Торе отнюдь не свидетельствует о понимании других тем!
Причиной непонимания (даже раввинами и "великими в Торе") темы геулы было также и то, что эта тема не исследуется и не излагается систематически и подробно ни в одном классическом еврейском источнике. Причина невнимания к ней та же - классические источники уделяли основное внимание тем темам, которые были близки их жизни.
Тот, кто не изучал законов, связанных с землей Израиля, - не будет знать их и не сможет выносить по ним постановления. Если же он делает это то его постановления ошибочны - однако это не значит, что он - не талмид хахам.
Для того чтобы знать какую-то тему, нужно не просто "прочесть материал по ней" - но углубиться в практическую реализацию этой темы. Для этого в галуте просто не было никакой возможности, и поэтому многие выдающиеся знатоки ошибались в этой теме.
Это означает, что можно было быть мудрецом, талмид хахамом - но при этом не только не знать темы геулы, но и хуже того - не осознавать самому что не знаешь эту тему.
4.4. Примитивное представление о геуле как о "моменте прихода Машиаха бен-Давида" приносит огромное зло
Рав Тайхталь продолжает:
«Приведу тебе слова праведника, каббалиста и сефардского мудреца рав Иеhуды Алкалая, который говорит: «Не думай, что конец галута и геула...и приход машиаха нашего  - это одно и все это наступит одновременно и в один день! Поскольку на самом деле это разные вещи, у каждой свой срок и свой предел и время... Тот же, кто говорит, что начало геулы явится через Машиаха бен Давида, - то так думают только невежды, которые подобны думающим что солнце встает прежде чем появляется заря, - что есть глупость и совершенно пустое.
Но великое зло которое проистекает от такого ущербного мнения  - вещь вполне ощутимая, как это доказывает опыт.
Вспомним, что р.Тайхтель писал это во время Катастрофы, от которой миллионы евреев (и он сам в том числе) не бежали. Несмотря на все призывы раввино-сионистов организовать массовое переселение в Страну Израиля (в начале 1920-х гг. это было еще возможно) раввинский истеблишмент Европы не только не предпринял никаких действий в этом направлении - именно потому, что исповедовали идеологию «сядь и ничего не делай, и давайте подождем, пока придет Машиах»
Заповедь разъяснять это невеждам, и да будет благословен делающий это, ибо он освящает Имя Всевышнего пред многими. А утаивающий это - по моему мнению должен называться "тайно оскверняющим имя Небес".
Т.е. от нас требуется не только активно действовать в направлении переезда в Страну Израиля, но и объяснять это всем окружающим. Тот, кто учит людей жить по принципу «сиди и жди, пока придет Машиах» - виновен в катастрофических результатах такого подхода.
4.5. Спонтанное пробуждение еврейского народа к сионизму свидетельствует о том, что наступил срок геулы
Национальное пробуждение освоения Страны Израиля - это знак того, что «наступил срок», свидетельство этому.
Ведь тысячу лет назад, или даже пятьсот лет назад народ Израиля «не пробудился», это произошло только в последних поколениях. А это знак того, что произошло «пробуждение сверху», которое привело к «пробуждению снизу», нашему действенному пробуждению, именно в этих поколениях.
В течении многих поколений народ Израиля, весь без исключения, был связан со своей землей и ожидал геулы, была вера в избавление. Но эта вера и ожидание геулы не воплощались в практические действия.  Тот факт, что лишь в последних поколениях народ Израиля пробудился к действиям чтобы превратить видение геулы  и мечту об избавлении в реальность,  - свидетельствует от что именно в это время произошло Высшее пробуждение к геуле Израиля.
Такое видение вещей - восприятие сионистского пробуждения в народе как знак времени геулы - мы видим еще в мидраше Эйха Раба: "Сказал рав Аба бар Кагана: если видел, что в школах Эрец Исраэль скамьи полны вавилонянами - то ожидай прихода Машиаха".
р. Барух Эпштейн (сын автора Арух hа-Шульхан), в своем монументальном труде Тора Тмима комментирует этот мидраш так:
«Если увидел, что возросло число евреев диаспоры, взошедших из Вавилонии в Эрец Исраэль - то это знак это что Всевышний замыслил конец изгнанию.
И возможно еще, что мидраш дает понимание того, почему сказано  в Кетубот (111:2): «Всякий, кто восходит из Вавилона в Эрец Исраэль нарушает предписывающую заповедь, ибо сказано: заклинаю вас дочери Иерусалима, ланями полевыми, не будите любовь  (= восходить в Эрец Исраэль) пока не пробудится сама (Песнь песней 2,7) -  т.е. до тех пор, пока не станет угодно Всевышнему. Но если так, то когда мы видим массовое пробуждение стремления взойти в Эрец Исраэль  - это знак, что настал час благоволения, и именно в этом смысл слов "если видел, что в школах Эрец Исраэль скамьи полны вавилонянами - то ожидай прихода Машиаха":  если есть алия в Страну, то значит есть пробуждение Свыше, а поэтому ожидай прихода Машиаха, он уже стоит он у ворот Иерусалима. (Тора Тмима, Эйха 1:13, 146).
(Этот вопрос связан с темой "Три заклятия", которую мы подробно рассмотрим ниже).
И также понимает эту тему р. Иеhошуа из Кутны, который (в конце 19 в.) пишет:
«Поскольку собрание изгнанных - это начало геулы, и в особенности сейчас, когда мы увидели великое стремление, как у людей меньшего достоинства, так и у средних, так и у прямых сердцем - то скоро наверняка увидим проблески духа избавления (нитноцец руах а геула)».  (Йешуот малко, Йорэ деа, 66)
Тот факт, что возникло пробуждение всего Израиля, и оно охватило различные и широкие круги - как людей далеких от Торы и заповедей, так и «средних», и «прямых сердцем» - есть знак Свыше, знак того, что стал виден проблеск духа геулы и что срок пришел.
Таким образом, с одной стороны геула зависит от нашего желания и стремления к Стране, с другой - когда у широких слоев народа пробуждается желание алии в Страну, то это знак с Небес что пришло время геулы.

р. Хаим Друкман. "Ким'а ким'а" +

Previous post Next post
Up