Фото-школа. Урок № 3. Основы композиции - Ракурс.

Feb 03, 2015 16:27

Оригинал взят у eugena_klykova в Фото-школа. Урок № 3. Основы композиции - Ракурс.
Дорогие наши сообщники! Настала новая неделя, и я присоединяюсь в нашей ФОТО-ШКОЛЕ. В рамках школы я буду говорить о близкой мне теме - композиции. Мы с Оксаной запускаем мой курс уроков, который кто-то уже видел у меня в ЖЖ, но в этой версии я доведу дело до конца и Вы узнаете много нового!





Термин «композиция» пришел к нам из латинского языка. На латинском compositio означает «сочинение, составление, единение, связь». В фотографии, композиция - это такое расположение предметов в кадре, обусловленное его содержанием, характером и идеей, которое позволяет воспринимать их как единое целое.

Для меня, композиция - это сила притяжения. Как мы все привязаны к планете силой притяжения, так и предметы в кадре связываются воедино в единое композиционное целое. И только нет ее, композиции - притяжения, как на фотографию становится тяжело смотреть, предметы разлетаются по изображению, взгляду сложно остановиться на чем-то одном, сложно выделить главное, и получается хаос (и отнюдь не тот, что отлично выглядит на фотографии и достигается долгим кропотливым трудом над кадром ;)).

С помощью композиционных приемов можно не только организовать пространство в кадре, можно придать ему особый смысл или ощущение. Можно выделить главное, можно управлять взглядом зрителя, придать ощущение движения или непоколебимости, сделать изображение объемным или плоским, все в наших руках.

Все мы, фотографы - разные. Кому-то из нас не требуется особых дополнительных знаний, чтобы построить удачный кадр, а достаточно собственного вкуса и чутья. Кто-то продирается сквозь правила и книги, чтобы освоить это непростое искусство. Кто-то просто движется методом проб и ошибок. Кому-то удобнее продумать все заранее и выставить композицию еще до того, как блюдо будет готово. А кого-то не посещает муза, пока ее не привлечет запах готового пирога. Но, я думаю, все из нас хотя бы раз попадали в ситуацию, когда кадр не клеится, или у нас совсем мало времени чтобы сделать беспроигрышный кадр. Именно в такие моменты известные и проверенные временем приемы композиции помогут нам справиться с задачей быстрее и лучше.

Один в поле воин? Ракурс.

Проблемы с расположением предметов в кадре начинаются уже тогда, когда мы фотографируем один предмет. Вот казалось бы, что может быть проще? Вроде бы ситуация из разряда «Point and shoot» - навел камеру да и сфотографировал... Но не все так просто :)

Ведь каждый предмет можно снять под разными углами, и получить очень разные фотографии, создающие совершенно разное впечатление. Рассмотрим несколько вариантов?

45 градусов

Когда-нибудь задумывались, как мы видим еду большую часть времени? Это примерно под углом в 45 градусов. Именно такой угол получается, когда мы садимся за стол. Такой ракурс первое время может нам казаться более привычным и правильным.



Закуска с яйцом-пашот снята под углом 45 градусов

Горизонтально - с уровня предмета

С данного ракурса нам будет видна только одна сторона предмета, если, конечно, у предмета есть «стороны» ;) . Это не очень выгодный ракурс для передачи объема, так как форму в такой проекции передать трудно и приходится особое внимание уделять свету и пластике. В то же время, он придает некоторую значимость предмету, и тот выглядит крупнее чем на самом деле. В компании с другими элементами композиции, будет ясно, какой предмет мы считаем главным. Если же мы снимаем один предмет, такой ракурс может создать эффект «официальности» снимка. Часто именно этот или следующий ракурс используются в стоковой фотографии для съемки одного предмета.



Персики сняты горизонтально, с уровня предмета

Горизонтально - с уровня стола

С такого ракурса предмет кажется больше своих размеров, эффект сильнее, чем в предыдущем случае. Он кажется важным, и создается ощущение, что он занимает весь кадр. В случае с тарелкой, стеблями сельдерея, лежащими на столе, или столовыми приборами этот ракурс придает больше объема кадру, если видно, как противоположный конец предмета (например, кончик вилки) уходит в даль. Небольшая глубина резкости еще больше усиливает это ощущение. Также данный ракурс очень подходит для небольших предметов, особенно если хочется скрыть реальный размер. Например, был у вас маааленький цыпленок... ;)



Орешки сняты горизонтально, с уровня стола

Сверху

Этот необычный ракурс получает все большую популярность среди кулинарных фотографов. Он позволяет создать интересные композиции, очень геометричные, так как именно с этого ракурса явно видна форма тарелок, расположение других предметов сервировки. При таком ракурсе объем на фотографии отступает на второй план, фотография начинает походить на двухмерную картинку, а важными становятся линии, формы, цвета, фактура, геометрия и общая композиция. Но если к вездесущим тарелкам добавить высокие бокалы, кувшины или бутылочки, использовать небольшую глубину резкости, можно усилить ощущение объема в кадре.



Крекеры сняты сверху. Освещение одним источником придает большай объем плоской композиции.

Несмотря на то, что мы говорим об одном предмете, мы должны помнить об еще одной немаловажной части фотографии, которая всегда-всегда присутствует на наших снимках. Это фон. Если мы снимаем даже один предмет на каком либо фоне, то от того, какой фон мы используем, в каком ракурсе, зависит не только вид самого предмета, но и общее впечатление от снимка. Сочетание предмета и фона может задать определенное настроение и стиль.

Фон

Во всех ракурсах, про которые мы поговорили, фон будет выглядеть по-разному и играть разную роль.

Когда мы снимаем под 45 градусов, на подсознательном уровне мы представляем себе, что фон - это стол, за которым мы едим. Для такого ракурса популярны сейчас цветные дощатые или состаренные поверхности, мы начинаем представлять себе, что это старенький бабушкин стол. В таком ракурсе, если у вас достаточно большой дощатый фон, не нужно волноваться о том, что окажется в кадре позади предмета, потому что весь кадр будет заполнен поверхностью, на которую вы предмет поставили.



Деревянный фон и драпировка на заднем плане.

Если мы снимаем с уровня предмета, то тут придется более внимательно отнестись к фону, потому что с этого ракурса видна как та поверхность, на которой стоит предмет, так и то, что находится позади. В этом случае мы можем поставить сзади дополнительный деревянный фон - такой прием очень распространен в нашем сообществе последнее время. Но не нужно забывать и о других способах - можно использовать различные ткани и драпировки, за предметом можно разыграть целую композицию и используя маленькую глубину резкости, можно получить сложный и очень живописный фон, продающий снимку особую глубину. В стоковой фотографии используют так называемые «бесшовные фоны», что позволяет избежать видимого стыка горизонтальной и вертикальной поверхностей фона. Это могут быть специальные предметные столы, где пластик аккуратно по дуге загибается и переходит из горизонтального положения в вертикальное. Для этой же цели может служить обычный ватман, закрепленный таким же образом. А если нет желания использовать специальный фон, можно уменьшить глубину резкости, чтобы переход между столом и задним фоном оказался вне зоны резкости, и, таким образом, «стереть» его.



Композиция снята на предметном столике, с бесшовным белым фоном

Снимая с уровня поверхности, на которой стоит предмет, зачастую можно увидеть только фон-задник, он займет большую часть картинки. Фон-стол же почти не попадёт в кадр или будет виден только его торец. В этом случает тоже очень удобным может быть использование бесшовного фона, слегка загнув передний край ватмана или пластика вниз, можно снять так, чтобы торца стола видно не было.

Если мы выбираем верхний ракурс, то стол (или другая поверхность, на которой расставлены предметы) занимает все пространство фотографии, и уже на нем, как на холсте, мы можем создать свою картинку, композицию. Такой ракурс может быть очень выгодным для экспериментов с текстурой фона, например, состаренные деревянные поверхности, циновки или грубые ткани. Только следите за тем, чтобы фон не отвлекал внимание от вашего блюда. Или можно взять совсем простой не привлекающий внимание фон, чтобы обратить больше внимания на сам предмет съемки.



Деревянный фон и верхний ракурс.

Заметка про объективы:

А каким объективом вы снимаете? Обращали внимание, что объективы с разным фокусным расстоянием имеют не только различные углы зрения, но и своеобразно передают картинку? Они меняют восприятие предмета и фона и расстояния между ними.

Широкоугольные объективы охватывают большую площадь, поэтому нужно следить, чтобы фон соответствовал размером. Если у вас небольшой по площади фон, воспользуйтесь объективом с большим фокусным расстоянием. Следствием большого охвата сцены широкоугольным объективом является увеличение эффекта перспективы. Создается впечатление, что расстояние между предметом и фоном больше, чем оно есть на самом деле. Один предмет, снятый на широком угле будет выглядеть более выпуклым и объемным.

Длиннофокусные (теле-) объективы «уплощают» перспективу, делают предмет и фон ближе друг к другу, минимизируют перспективные искажения, приближая видимые пропорции предмета к "идеальным".

Домашнее задание:
Поэкспериментируйте с разными ракурсами. Попробуйте создать характерный снимок с помощью выбора предмета, фона и ракурса (классический натюрморт, rustic style, стоковый, графичный, концептуальный - это лишь несколько вариантов). Разместите фото комментарием первого уровня к этому уроку.

Какой ракурс подошел больше для вашей задумки и данному предмету? Почему?

натюрморт, фото, фотостоки, photo

Previous post Next post
Up